N°52
29 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  29.03.2004
Торжество современности
Оперные спектакли

версия для печати
Волей случая и стараниями Валерия Гергиева, снявшего в этом году с масочных соревнований свой театр, список участников оперного фестиваля выглядит необычно. Не «Травиата» или «Богема», но оперы ХХ века спорят друг с другом. Если не знать особенностей русской репертуарной политики, может показаться, будто местной театральной жизни привычно изъясняться современным оперным языком, что она полна современными по материалу и духу оперными спектаклями. И даже оттеняющая их в фестивальном расписании декоративная этника народной музыкальной драмы «Кахым Туря» (Башкирский театр оперы и балета) и фольклорно-колористического панно «Золото нартов» (театр «Арвайден», Владикавказ) отсылает наблюдательного зрителя не столько к советскому опыту скрещивания академизма и малого фольклора или к вопросам музеефикации или оживления фольклорных традиций, сколько к актуальному этническому тренду, определяющему лицо современной культуры и распространяющему свое влияние не только на новую музыку или кино, но и на оперную сцену. Впрочем, это в основном чужая мода, и появившиеся в Москве под ее влиянием проекты имеют шансы скорее на спецпризы, чем на победу в основных номинациях.

Напомним, что накануне фестиваля Валерий Гергиев обиженно объявил, что отзывает с конкурса все мариинские спектакли -- не только важное вагнеровское «Кольцо нибелунга», которое изначально не планировалось показывать в Москве, но и «Чародейку» Чайковского, для которой было зарезервировано место в Большом театре в дни фестиваля. Теперь соотношение между показами и наградами выглядит строже, выездные сессии жюри так же, как долгожданный спор Большого и Мариинки, отменены, а стилистический диапазон премиального репертуара скосился в сторону современности. В расписании есть только одно название, представляющее традиционный оперный репертуар, -- «Турандот» Пуччини в постановке Большого театра. Но и эта опера не просто сочинена уже в ХХ веке, но и несет на себе его изысканную печать. В спектакле Большого театра, сделанном парой американцев -- деловитым режиссером Франческой Дзамбелло и ироничным художником Георгием Цыпиным, -- так импозантно трудятся образы и метафоры века тоталитарных режимов и гипнотических идей, что эта «Турандот» рассказывает о современном оперном театре и его приключениях в России не меньше, чем о традиционных музыкально-театральных зрелищах.

«Турандот» -- спектакль длинный и томный, его старательно играют и дельно поют, но если вы хотите получить действительно сильные впечатления, его нужно досмотреть до конца. Станет понятно, что главный выдумщик и герой этой постановки -- художник. И если он не станет обладателем премии в этой номинации, то лишь потому, что у него действительно сильные конкуренты.

Главный из них -- Дмитрий Черняков, сценограф и режиссер второго масочного спектакля из Большого театра. «Похождения повесы» Стравинского, сделанные в отличие от «Турандот» не на большой, а на новой сцене, -- самый сложный, изысканный и важный спектакль «Маски», несмотря на его камерный крой, английский язык, изощренность интриги и эффектную тонкость отделки. Когда «Повеса» только появился, критика была очарована, а публика казалась по-хорошему задумчивой. И сейчас спектакль не выглядит потертым, а первый состав исполнителей работает так же грамотно и изящно, как год назад. Так что обладатель «Маски» за Мариинский «Китеж» Дмитрий Черняков в компании с певцами Еленой Вознесенской и Виталием Панфиловым наверняка заставят сильно задуматься и масочное жюри, и просвещенную фестивальную публику.

Не в пример «Повесе» «Жизнь с идиотом» Шнитке (режиссер Генрих Барановский), только что показанная Новосибирским оперным театром, и проще, и хлеще. В ней больше виден героизм обращения к скандальной современной партитуре и его трудолюбивого освоения. Однако и здесь сценография претендует на приз -- Давид Боровский сделал ее в знакомых, когда-то модных, теперь респектабельных красках позднесоветского неофициального искусства.

Удивительно, что за победу в номинации «Лучшая работа художника» не спорят владикавказский музыкально-декоративный спектакль «Золото нартов» (номинация «Новация»), опера Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу» Натальи Анастасьевой и Маленького мирового театра (номинация «Лучший оперный спектакль») и живописная «Кахым Туря» (Алексей Людмилин номинируется как «лучший дирижер»). Зато в списке художников-номинантов есть не оперный, а танцевальный сценограф Ольга Паутова. Если отвлечься от пикировки художников, то можно предположить: эфемерно-экспериментальный стиль «Человека, который принял свою жену за шляпу» вряд ли сможет конкурировать с плотной кладкой «Жизни с идиотом». И хорошо, если компромиссом между нетривиальным экспериментом и увесистой модностью будут признаны «Похождения повесы».

Даже закономерно, что главная конкурсная интрига ушла из разделов «Лучшая работа дирижера» и «Лучшая работа режиссера», -- слишком разнообразен и необычен материал. Теперь соревнование спектаклей выглядит главным образом битвой художников.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  29.03.2004
Десятый, юбилейный фестиваль «Золотая маска» открылся 27 марта, в Международный день театра, что придало церемонии еще более праздничный и торжественный характер. Ради двойной даты организаторы пошли на изменение традиции и устроили отдельное представление, которое прошло в Цирке на Цветном бульваре... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.03.2004
Фестивалю «Золотая маска» исполняется десять лет, и это, конечно, всех настраивает на фанфарный лад. Действительно есть чему радоваться. «Маска» -- фестиваль, на котором профессионалы вручают награды профессионалам: так он задумывался, в этом качестве и состоялся... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.03.2004
Оперные спектакли
Волей случая и стараниями Валерия Гергиева, снявшего в этом году с масочных соревнований свой театр, список участников оперного фестиваля выглядит необычно. Не «Травиата» или «Богема», но оперы ХХ века спорят друг с другом... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.03.2004
Театры кукол
Кукольная программа нынешней "Золотой маски" малочисленна -- в конкурсе участвуют всего два театра, оба из Санкт-Петербурга... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.03.2004
Балет и современный танец
Конкурсная программа и при объявлении шорт-листа в декабре была невелика, а к самому фестивалю стала еще меньше. Отказался от участия Мариинский театр, из-за гастрольного графика не сможет показать свой спектакль Саша Пепеляев. В итоге в номинации «Лучший балетный спектакль» четыре названия, в номинации «Лучший спектакль contemporary dance» -- всего два, а в частных номинациях соревнуются три хореографа, два танцовщика и две балерины... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика