N°49
24 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.03.2004
Виктор Баженов
Человек из двухмерной жизни
Александр Гордон поставил «Бесов» Достоевского в жанре телешоу

версия для печати
Чтобы внятно говорить о спектакле Александра Гордона «Одержимые», играющемся на малой сцене «Школы современной пьесы», необходимо для начала высказать собственное отношение к персоне телеведущего Гордона. Не к человеку, личные свойства которого мне неизвестны, но к тому сколку, изводу личности, который при помощи телекамер приобрел самостоятельную ценность и, как писали раньше на денежных купюрах, «имеет хождение наряду с разменной монетой». Уподобив персону купюре, мы не делаем ошибки: если аналогия и хромает, то не очень сильно. Вот перед нами человек, личность, творение Божие, золотой червонец; а вот -- персона, имидж, бумажная десятка, платежеспособность которой гарантируется наличием золотого запаса. Имея одинаковый номинал, они никогда не равняются друг другу. И это не значит, что золото всегда лучше.

В публичной политике, этикетных деловых отношениях, телешоу и сериалах хождение имеют только бумажки. Полновесная человеческая жизнь здесь невозможна по определению. Актер, который бы захотел сыграть в сериале с пастернаковской природной истовостью -- как играют овраги, как играет река и пр., был бы невыносим. То же -- человек, который постарался бы докопаться до самой сути в разговоре с Хангой или Нагиевым. Все это общеизвестно; включаясь по своей воле в политику или телепередачу, мы должны сделать вид, будто этого не знаем.

Персона Гордона замечательна тем, что своих целей она не скрывает. В любой из передач, мною виденных (я, впрочем, видел не так уж много), персона Гордона строила вокруг себя мир, еще менее полновесный и самодостаточный, чем она сама. Мир всегда строился вполне охотно, и это давало ей (персоне) право на надменность, скепсис и довольно-таки сардонический юмор, не говоря уже об амбициозном самоудовлетворении: что делать, я не очень люблю себя, но любить окружающих вовсе нет никакой возможности. Вот, кстати, о разнице между персоной и личностью: я почему-то всегда был уверен, что Александр Гордон как таковой любит себя до потери сознания -- и окружающим с ним несколько легче. После спектакля «Одержимые» (Гордон и инсценировщик Игорь Волков позаимствовали название у Альбера Камю, переписавшего «Бесов» для театра в 1959 году, почти перед смертью) я уверился в этом окончательно.

И мне важно отметить: личные душевные вложения в этом спектакле, обреченном на популярность, менее важны, чем амбиции телеперсоны, выныривающей из экрана в реальное пространство. В программке написано, что в «телевизионном шоу для театра» Александр Гордон исполняет роль Ведущего. Правильнее было бы написать, что известный Телеведущий играет здесь роль Александра Гордона -- трехмерного, одушевленного существа, которое вступает в диалог с персонажами Достоевского. Управляет этим диалогом, норовит управлять также зрительскими реакциями. Всячески доказывает свою принадлежность к человеческому роду, в частности свою способность к душевной жизни. Не очень убедительно это делает.

Малый зал «Школы современной пьесы» представляет собой телестудию. Между конструкцией Марии Трегубовой (пленочные зеркала, экран, прозрачный пластик, алюминиевый каркас) и зрительскими креслами стоят работающие камеры. Перед началом действия ассистент учит зрителей (участников телешоу) правилам поведения. Вот табло, на нем надписи: «Аплодисменты», «Одобрение», «Негодование». Если зажигается левая надпись, то вы -- что? -- правильно, только громче. Пробуем еще раз, ну?

Зал реагирует, но без удовольствия. Возможно, потом, когда со спектакля схлынут завзятые театралы и атмосфера максимально приблизится к останкинской, публика будет хлопать и топать по команде с большим энтузиазмом. Возможно даже, что ее действительные эмоции придут в некое соответствие с предписанными. С театралами этот номер не проходит.

Вереница диалогов: сначала Ведущий выясняет с каждым из персонажей, что тот себой представляет; потом персонажи начинают объясняться между собою. Одни из них откровенно карикатурны, как Верховенский-отец (Альберт Филозов) или капитан Лебядкин (Юрий Чернов), другие монотонны, как сам Гордон (Кириллов -- Максим Евсеев; Шатов -- Алексей Гнилицкий). Двое -- Николай Ставрогин (Дмитрий Писаренко) и Петруша Верховенский (Вадим Радченко) -- временами напоминают живых людей. Иногда один из участников диалога задает вопросы со сцены, а второй отвечает ему с экрана. Прием известный, хороший, но используется он дурно: переключения планов (средний, крупный и обратно средний) механичны и бессмысленны. Видеорежиссер Гордона, кто бы он ни был, бездарен совершенно. Тем не менее Писаренко хорош и на экране: он, один из всех, мучается муками своего героя и старается играть без упрощений. Однако стать реальнее и весомее себя Ведущий-Гордон никому не позволяет. Законы телешоу гласят: кто бы ни оказался собеседником ведущего -- мудрец, гений, мученик, пророк, -- ведущий всегда главнее. Это очень скверные законы: они не позволяют всерьез понять ни силу высказываемой идеи, ни сложность душевной борьбы, ни глубину человеческого несчастья. Диву даешься: как в гордоновском телетеатре измельчился и сплющился роман Достоевского! -- вплоть до того, что анекдотические заявления, звучащие в записи («...впервые в русской литературе описан механизм заказного убийства»), не сразу выдают свой глубочайший идиотизм.

Изюминка гордоновского спектакля -- дискуссия в прямом эфире. В антракте налаживается связь между «Школой современной пьесы» и радиостанцией «Эхо Москвы», на помост поднимаются две персоны, отвечают на вопросы Ведущего, зрителей и радиослушателей. Вопросы, разумеется, как-то связаны с романом Достоевского, но и с современной жизнью тоже: Гордон вообще много делает для того, чтобы вернуть «Бесам» жестяное публицистическое звучание. 21 марта поднявшимися персонами стали Александр Починок и Дмитрий Рогозин, оба в сравнении с актерами выглядели невыразительно и неестественно. Однако идея себя оправдала -- нельзя забыть вопрос, заданный одним из умных слушателей «Эха»: «С какими персонажами «Бесов» вы ассоциируете себя лично?»

В целом же телешоу на сцене не удалось и не могло удасться. Пространство сцены отличается от телеэкрана тем, что сохраняет за нашей сетчаткой право выбора. Гамлет бьется с Лаэртом: мы можем следить за поединком или впериться в лицо Гамлету; можем первыми углядеть, как умирает Гертруда, можем смотреть на сцену безучастно, вспоминая безумную Офелию, можем любоваться Клавдием, зная, что он сейчас тоже умрет, -- куда направить и на чем сфокусировать взгляд, каждый решает сам для себя. Камера убивает эту свободу, делает зрелище принудительным: смотри вот на ЭТО. «Одержимые» Александра Гордона -- довольно плохой театр; именно потому, что это театр, подчиненный правилам телекамеры.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.03.2004
Виктор Баженов
Александр Гордон поставил «Бесов» Достоевского в жанре телешоу
Чтобы внятно говорить о спектакле Александра Гордона «Одержимые», играющемся на малой сцене «Школы современной пьесы», необходимо для начала высказать собственное отношение к персоне телеведущего Гордона... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2004
Объявлены номинанты премии «Ника»
Вчера стали известны имена кинематографистов, претендующих на получение Национальной кинематографической премии «Ника» за 2003 год. Организаторы премии неоднократно подчеркивали, что одним из главных их приоритетов является независимое, непредвзятое голосование всех академиков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.03.2004
Псой Короленко представил ораторию «Жизнь» по Чайковскому
18 мая на сцену Екатеринбургской филармонии выйдут 150--170 человек -- Магнитогорская хоровая капелла и Уральский симфонический оркестр под руководством дирижера Дмитрия Лисса. Этим увесистым составом будет исполнена Пятая симфония Чайковского... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2004
Смотрите с 25 марта на московских экранах
«Ни за, ни против (а совсем наоборот)" (Франция, 2003, Седрик Клапиш). Кинооператорша из программы новостей получает от банды грабителей предложение снять их очередную акцию -- и постепенно становится полноправной участницей группировки... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика