N°26
16 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.02.2004
«Уверен, что никто о БАМе не жалеет»
версия для печати
30 лет уже минуло со времени начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Тех, кто своими руками возводил БАМ, сейчас не так просто отыскать. Часть первостроителей остались жить на севере, в городах, которые сами построили, часть разъехались по городам и весям бывшего Советского Союза. Корреспонденту газеты «Время новостей» Тимуру ДУГАРЖАПОВУ удалось побеседовать с человеком, который был участником строительства БАМа. В начале 70-х Анатолий Иванович ОРЛОВ был первым секретарем Иркутского областного комитета ВЛКСМ, а сейчас он является председателем областного Движения ветеранов комсомола Иркутской области.

-- Анатолий Иванович, вы непосредственно организовывали отъезды отрядов на стройку, решали материальные, социальные проблемы бамовцев. Скажите, какое значение БАМ имел для страны?

-- Из всех строек того времени БАМ имеет свои особенности. Для государства это был путь скорейшего решения производственных задач. На клич партии отозвались тысячи молодых людей, готовых стоить будущее в прямом смысле слова. Курировал все это комсомол. Конечно, для молодежи это прежде всего возможность испытать свои силы. В те годы это был вполне приемлемый способ показать себя. А где стройка, там слеты, турпоходы, движения студенческих бригад -- словом, все самое передовое. Можно сказать современным языком, что самая «продвинутая» молодежь ехала на эту стройку. Или те, кто хотел стать «самым продвинутым». Были всякие соревновательные движения -- «Движение двадцатитысячников», «Я -- хозяин стройки» и т.д. Но самое главное -- это, наверное, то, что БАМ -- это школа становления личности, закаливание духа нашего поколения. Стремление быть там, где строится будущее, не давало молодежи очутиться там, где сейчас находится часть подрастающего поколения: на улице, в подворотнях.

-- Но материальная заинтересованность у тех, кто ехал на север, наверное, тоже была?

-- А как же, комсомольские объекты не строили за грамоты и значки. Тяжелый труд, а именно таковым он был, очень хорошо по тем временам оплачивался. Там ребята заработали себе на машины, очень многие помогали родителям.

-- Современное поколение, наверное, плохо представляет, в чем конкретно тяжесть этого труда заключалась...

-- Ну, если вы в силах себе представить 50-градусный мороз зимой и 30-градусную жару летом, комары, гнус (мелкая мошка), болота... А стройку остановить нельзя -- нужно работать всегда. Ребята приезжали отовсюду -- Ленинград, Москва, Красноярск, Армения... Со всех концов страны, из всех республик. Представьте себе жителя теплого Кавказа в северный мороз...

-- И жить приходилось в вагончиках...

-- Вагончики -- это уже комфорт, это было совсем не сразу! Сначала палатки были. В них жили передовые отряды. Потом появлялись вагончики, потом щитовые дома строились. Поэтому сначала был очень жесткий конкурс. Попасть на стройку было совсем не легко. Нас атаковали девушки -- писали даже жалобы, что мы их не берем. И постепенно сложился негласный, но непререкаемый закон. Если девушки-добровольцы сами добиралась до стройки -- на поезде до Тайшета, потом по тайге на чем повезет, на попутных грузовых машинах, пешком, -- то их уже на стройке принимали и от ворот поворот не давали.

-- Но ведь и такие были, кто свои возможности переоценил и захотел вернуться?

-- Конечно, были. Сложно сказать, какую часть они составляли, наверное, 10--15% от общего числа строителей. Летом туда приезжали студенты. А комсомольская молодежь работала круглый год -- кто-то дольше, кто-то меньше. Но, наверное, потому там люди задерживались, что кроме работы жизнь общественная, культурная жизнь била ключом. Постоянно приезжали театры, концертные группы, сами бамовцы участвовали в конкурсах художественной самодеятельности. Словом, не скучно жили. И уверен, никто из тех, кто поехал строить БАМ, об этом не жалеет.
Беседовал Тимур ДУГАРЖАПОВ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  16.02.2004
Байкало-Амурская магистраль -- последняя из великих советских строек и едва ли не самый сомнительный индустриальный проект в истории России. В 70--80-х годах БАМ был гордостью СССР -- ударная комсомольская стройка, дающая возможность промышленного освоения Восточной Сибири, трудовые подвиги героической молодежи и прочая, и прочая... >>
  • //  16.02.2004
30 лет уже минуло со времени начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Тех, кто своими руками возводил БАМ, сейчас не так просто отыскать. Часть первостроителей остались жить на севере, в городах, которые сами построили, часть разъехались по городам и весям бывшего Советского Союза... >>
  • //  16.02.2004
Каждый десятый все еще живет в бараках
В России праздновать 30-летие БАМа начали 12 февраля в поселке Звездный, в котором приступили к строительству «стальной магистрали». В феврале 1974 года первый комсомольский десант высадился у слияния рек Ния и Таюра, недалеко от места, где сейчас находится этот первый бамовский поселок... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика