N°197
27 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.10.2004
Прекрасный старый мир
29 октября в московском центре «Дом» начинается международный фестиваль еврейской музыки

версия для печати
Не всей, разумеется, -- у канторов и классических скрипачей есть свои залы, своя публика и свои организаторы. Специальность «Дома» -- этника и авангард, традиции и новаторство как единое целое.

«После Освенцима не может быть поэзии», -- написал философ и музыкант Теодор Адорно. И, как мы теперь уже хорошо знаем, ошибся. Но доля истины в словах все же была: под сомнение была поставлена сама идея поступательного линейного прогресса, в том числе и в музыке. Кто бы мог подумать, что последователи самого главного довоенного композитора-авангардиста Арнольда Шенберга (между прочим, одного из учителей Адорно) сегодня перестанут стыдиться местечковых песен и танцев. И вспомнят вроде бы уже забытое за время второй мировой войны слово «клезмер». Буквально -- «музыкальный инструмент», фактически -- свадебный или уличный музыкант. А музыка восточноевропейских клезмеров распространится далеко за пределы еврейской диаспоры. Это до войны композитор Гершвин сочинял «Голубую рапсодию». Голубая означает блюзовая, то есть одновременно и африканская, и американская. А через полвека, наоборот, чернокожий кларнетист Дон Байрон прославится диском с песнями автора популярных еврейских мелодий Мики Каца. А кларнетист из свадебного оркестра Жора Фейдман сделается солистом Израильского симфонического оркестра. В начале декабря в Москве ждут его коллегу пианиста Юри Кэйна, отыскивающего синагогальные мотивы в симфониях Густава Малера. У лидера японского поставангарда Казутоки Умезу, недавно выступавшего у нас с прог-роковым квартетом, у него дома в Японии есть целых два клезмерских проекта -- большой оркестр и «уличный» ансамбль.

У нью-йоркского трубача Фрэнка Лондона тоже как минимум два таких ансамбля: с фольклорно-свадебным репертуаром (приезжающие на клезмерфест The Klezmatics) и авангардным джазом на синагогальные темы (Hassidic New Wave). Вспомним, с каким успехом выступала в июне «Электрическая Масада» саксофониста Джона Зорна, основателя звукозаписывающей фирмы с программным названием «Цадик».

Музыка клеземеров -- это музыка Восточной и Юго-Восточной Европы, поэтому в Финляндии любители трансильванско-еврейского репертуара называют себя Doina Klezmer (дойна -- румынский протяжный напев), а в Израиле, для которого клезмеры почти такая же экзотика, как в Японии, -- «Крузенштерн и пароход», с прозрачным намеком. Кроме перечисленных в Москву приезжают аутентично-этнографическая «Минская капелла» и легендарный пианист-авангардист Бора Бергман. До последнего времени невероятный в буквальном смысле слова виртуоз, способный левой рукой играть партию правой (и наоборот), Бергман на седьмом десятке вспомнил о своих еврейских корнях. И в прошлом году выпустил диск «Восемь медитаций» в жанре вариаций на синагогальные темы, вызвавший шок в новоджазовых кругах. «Прекрасный старый мир» называлась одна рецензия на этот диск. И наверняка рецензент знал, что эта аллюзия к антиутопии Олдоса Хаксли «Прекрасный новый мир» еще и название одного клезмерского ансамбля, который воссоздает музыку еврейкой диаспоры до Освенцима. Добавим, до 11 сентября 2001 года и до Беслана.
Дмитрий УХОВ
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  27.10.2004
ИТАР-ТАСС
Питер Донохоу сыграл в Москве с оркестром «Новая Россия» и без него
Оркестр «Новая Россия», который в 2002 году обзавелся новым руководителем (им стал Юрий Башмет) и постепенно оброс новым стилем, репертуарной политикой и собственным красивым филармоническим абонементом, открыл сезон в БЗК при полном аншлаге... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.10.2004
В понедельник Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева устроил «день премьер». Под чутким руководством дирижера Александра Ведерникова звучала редко исполняемая музыка Иоганнеса Брамса, а также сочинения современных композиторов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.10.2004
29 октября в московском центре «Дом» начинается международный фестиваль еврейской музыки
Не всей, разумеется, -- у канторов и классических скрипачей есть свои залы, своя публика и свои организаторы. Специальность «Дома» -- этника и авангард, традиции и новаторство как единое целое... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.10.2004
Вышли два тома антологии «Поэты русского рока»
Не обращайте внимания на заголовок этой заметки: непечатного в первых двух томах антологии -- раз-два и обчелся. Представленные московские и питерские рок-песенники все люди культурные... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  27.10.2004
Смотрите с 28 октября на экранах Москвы
«Анаконда-2: Охота за проклятой орхидеей» (США, 2004, Дуайт Х. Литтл). Вольная вариация на тему отличного фильма Луиса Льосы про очень большую змею. В поисках эликсира вечной молодости группа авантюристов отправляется на Борнео, где растет редкий вид целебной орхидеи, но волею рока они встают на пути у гигантских анаконд в разгар брачного периода. В ролях заняты некие Николас Хоуп, Питер Кертин, Юджин Берд и Джессика Джонсон, но высококачественные приключения в данном случае гарантированы и в отсутствие звезд. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика