N°231
10 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.12.2003
Николай Дурманов: «Я против смертной казни в спорте»
версия для печати
Проблема допинга в спорте всегда вызывала шумные дебаты. Одни утверждали, что возможности человеческого организма небезграничны, а спорт без новых рекордов потеряет зрительский интерес, и раз мы встали на путь профессионализации спортсменов, то почему бы допинг вообще не сделать легальным. Другие категорически не соглашались с такой постановкой вопроса: допинг губит здоровье, и страшно подумать, если эта зараза даст метастазы в детско-юношеском спорте. Похоже, что точка зрения последних находит все больше сторонников. Во всяком случае, недавно Международная федерация легкой атлетики выдвинула идею о пожизненной дисквалификации спортсменов за употребление запрещенных препаратов.

В России за прошлый сезон выявлено 52 положительные пробы на допинг: по 6 в легкой атлетике, дзюдо и футболе, 12 в тяжелой атлетике, 3 в вольной борьбе, 9 в бейсболе, по одной в греко-римской борьбе, велоспорте, прыжках на батуте, санном спорте, плавании, академической гребле. Потрясает и тот факт, что допинг проник в инвалидный спорт, где также было обнаружено несколько положительных проб.

Практически каждый день появляется информация о тотальных проверках спортсменов. Причем «ловцами» выступают не только представители национальных антидопинговых служб или ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство), но и многочисленные международные организации: «Врачи без границ», Интерпол и даже НАТО.

Понятно, что проблему допинга надо решать. Но как? Не получится ли, что глобальная и тотальная война с допингом может вообще лишить спорт всякой драматургии? Накал спортивных страстей пропадет, потому что подспудно все будут ждать приговора фармаколога. Именно такое мнение высказывает руководитель Антидопинговой инспекции ОКР Николай ДУРМАНОВ, с которым побеседовала корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.

-- Николай Дмитриевич, как вы относитесь к идее пожизненной дисквалификации спортсменов за употребление допинга?

-- Юристы и психологи знают, что смертная казнь не уменьшила преступности ни в одной стране. Пожизненная дисквалификация -- это своего рода смертная казнь в спорте. Положительный эффект от этого будет небольшой, негатива куда больше. Допинги станут стоить дороже, система доставки более законспирированной. Спорт криминализируется. Сейчас этот процесс пока не столь выражен, потому что срок дисквалификации составляет два года.

-- Но, по-моему, то, что происходит в спорте сейчас, ничуть не лучше пожизненной дисквалификации. Когда могут быть обнародованы результаты допинг-проб, к примеру, годичной давности. Понятно, что борцы не по правилам должны быть наказаны, но почему это не делать сразу после соревнований?

-- Я против того, чтобы борьба с допингом велась «спиной вперед», и считаю, что практику ретроспективных анализов надо отменять. Если мы кого-то прозевали, не поймали, это наш проигрыш. Таков спорт. А брать пробы, хранить их, вытаскивать через 5--10 лет и отнимать награды у людей, которые уже ушли из спорта, -- это, по-моему, не совсем честно. Мне кажется, что это вообще уничтожит спорт. Я сторонник того, чтобы активизировать борьбу с допингом сейчас, не откладывая на потом.

-- А как активизировать -- вылавливать нарушителей и вести пропаганду принципов честной борьбы?

-- В общем, да. Но у слова «ловить» есть несколько подтекстов. Кого ловить? Можно ловить спортсменов. Можно выявлять маршруты допинг-трафика, выслеживать каналы, по которым допинг поступает в ту или иную страну. Можно тщательно контролировать возможные места производства запрещенных препаратов. Можно договариваться с фармакологическим фирмами, чтобы они добавляли в те лекарства, которые потенциально являются допингом, особые метки, чтобы затем их можно было легко обнаружить в биопробах.

Другой вопрос: кого вылавливать? С моей точки зрения, особое внимание надо уделять детско-юношескому спорту, потому что именно там, как показывает опыт некоторых стран, которые нас в этом «опередили», возникает главная опасность. Например, тренер выращивает спортсмена на продажу. Вырастил, заезжему скауту продал и вперед к новой смене. Остальное уже никого не волнует, в том числе и здоровье молодого человека.

Теперь относительно пропаганды. Есть два типа пропаганды -- комсомольский: «Ай, ай, как не стыдно, разве это нам завещал Пьер де Кубертен». И второй: попробуйте в честном бою справиться с сайтом, который рекламирует допинг. Там очень талантливые люди, большие профессионалы, тонкие психологи. У них достаточно денег. Так давайте с ними поборемся, сделаем антисайт, где без соплей и слюней четко объясним, что такое допинг, на что он действует, чтобы человек все ясно представлял и осознавал. Наивно полагать, что мы уговорим всех не употреблять допинг. Но есть огромное количество людей, которые относятся к допингу с опаской. Они как раз и нуждаются в позитивном импульсе.

-- Но не кажется ли вам, что сегодня бороться с допингом бесполезно? В спорте крутятся большие деньги, и зачастую кто-то из атлетов рассуждает так: приму стимулятор, выиграю медаль, заработаю деньжат, которых потом хватит и на лечение, и на жизнь.

-- С такими людьми разговор должен быть короткий: контролировать и вылавливать. Но, на мой взгляд, огромное количество спортсменов так не думают и приоритеты расставляют по-другому. Они все-таки ценят здоровье и мечтают о будущем. Среди спортсменов вообще полно разумных людей, и элементарная информированность поможет им сделать правильный выбор.

Но мы говорим о допинге в элитном спорте. Что такое элитный спорт? Это кумиры для тысячи, сотни тысяч молодых людей. Представьте, что мы объявляем химическую вседозволенность и кумир начинает показывать на своем теле, куда он колет допинг. Что произойдет с его поклонниками? Они начнут увлекаться тем же. Только рядом с этими молодыми людьми не будет врача, не будет специалиста. Допингом они станут затовариваться не так, как элитный спортсмен, -- по надежным каналам, а где попало, у «черных жучков» -- драгдилеров. И что нас ждет в результате?

Понятно, что борьба с допингом в спорте -- задача трудная. Многие считают, что это дело безнадежное. Но у нас нет выбора. Самая классическая аналогия -- борьба с преступностью. Преступность растет, и что же, распустить МВД? В проблеме с допингом та же самая логика. Другое дело, продолжать борьбу надо таким образом, чтобы не уничтожить сам спорт, о чем я говорил в самом начале беседы.

-- НБА, НХЛ, где крутятся большие деньги, допинговые скандалы обходят стороной. Зато в плавании, легкой атлетике, лыжах шумиха по поводу допинга не редкость. Выходит, что ловят спортсменов-«бедняков», а миллионеров оставляют в покое?

-- Несколько дней назад американцы провели эксперимент. Проверили на допинг большое количество бейсболистов и выяснили, что в каждый момент времени от пяти до семи процентов игроков имели в крови запрещенные препараты. Если эти цифры перевести на нормальный язык, то это означает, что все спортсмены, подвергшиеся проверке, принимали допинг. Это и неудивительно: средний возраст бейсболистов за тридцать.

В игровых видах спорта, особенно «закрытых», таких как крикет, бейсбол, регби, допинг очень распространен. Но спортивные боссы полагают, что нельзя с одними и теми же мерками подходить к игровым и индивидуальным видам спорта. Должна быть разная логика. Ясно, что в футболе, к примеру, допинг-контроль надо проводить немедленно. Пробы нельзя положить и сохранять 2--3 года. Представьте, что получится, если, скажем, через пару лет вдруг выяснится, например, что в биопробе Платини обнаружили запрещенный препарат и, значит, французы незаслуженно стали чемпионами. Чтобы такого не случалось, ФИФА приняла решение уничтожать все допинг-пробы через 30 дней после того, как они были взяты.

Видимо, в ближайшее время универсальные правила, прописанные в антидопинговом кодексе, будут адаптированы к разным видам спорта и к разным политическим ситуациям. Как можно, к примеру, из-за допинга дисквалифицировать какого-нибудь ведущего игрока сборной Индии по крикету? Для Индии крикет -- это идея, которая объединяет всю нацию. Или выгнать из команды какого-нибудь бразильского футболиста, биопроба которого дала положительный результат. За этим игроком миллионы долларов, клуб, болельщики, которые в своей бедной лачуге, кроме футбола, ничего светлого и не видят.

-- Но не нарушаются ли таким образом права человека? Одних спортсменов можно дисквалифицировать, других нет.

-- Муссирование темы прав человека в спорте ничего не вызывает, кроме улыбки. Вы, например, имеете право пользоваться руками как человек, а футболист, если он не вратарь, нет. Условия, при которых разные виды спорта в равной степени будут подвергаться допинг-контролю, малореальны. Все виды спорта отличаются по логике, распространению, экономическому статусу, интересу публики, поэтому ясно, что одних спортсменов будут чехвостить, а к другим вообще интереса не проявят. Но рано или поздно доберутся до всех потаенных мест, где сейчас процветает допинг. Другое дело, чтобы это не было слишком поздно. Чересчур бескомпромиссная борьба с допингом без учета стратегических соображений может вообще уничтожить драматургию спорта. Людям будет просто неинтересно смотреть спортивные соревнования. Болельщики с большим удовольствием станут читать заключительные доклады фармакологических комиссий.

-- А где, собственно говоря, «процветает допинг»? Где он производится?

-- Источник номер один -- новые лекарственные препараты, которые сначала, как правило, в течение 7--8 лет обсуждаются в медицинской литературе. Затем они проходят проверку, и даже если тестирование не закончено, в спорте эти «новинки» зачастую уже используются. Источник номер два -- ветеринария. Например, препараты по наращиванию массы родом отсюда. Источник номер три: некоторые допинги доставляются из Индии, Китая, Малайзии... Главная опасность, что они производятся из некачественных субстанций, разливаются и хранятся не в стерильных условиях. Из-за недорогой цены их потребителями являются молодые и начинающие спортсмены. И наконец, источник номер четыре: лаборатории, которые производят допинг как таковой. Кстати, в настоящее время производить современные допинги можно и в небольших лабораториях.

-- Можно ли заменить допинги альтернативными легальными препаратами?

-- Есть три аспекта. Первый. Некоторые допинги можно заменить легальными препаратами или способами. Например, заменой ЭПО может быть пребывание в горах на высоте 2--2,5 километра и употребление витамина В12, фолиевой кислоты, а также железосодержащих препаратов. Или анаболики действуют так слабо на организм, что правильно подобранные аминокислоты и минералы могут стать их заменителями.

Второй аспект: некоторые допинги уникальны. Слово «уникальны» я говорю не в позитивном, а в техническом смысле. Такие допинги делают с организмом то, что никакой другой препарат не в состоянии. Причем как с хорошей точки зрения, так и с плохой. Под «хорошей» подразумевается временный рост спортивных результатов. Под «плохой» -- колоссальный вред здоровью. Очень часто спортсмен и тренер хватаются за допинг, потому что их посещает некая паника: «Вот где-то там большая наука, а мы здесь с голой задницей». И если в этот момент им предложить программу с небольшим, но четким положительным эффектом, они согласятся. Ни для кого не секрет, что из-за неграмотно примененного допинга спортсмен нередко попадает в такую функциональную яму, из которой выкарабкивается годами.

И наконец, третий аспект. Сейчас в спорт приходит серьезная медицина. Благодаря генетическому тестированию и мониторингу индивидуально для каждого спортсмена можно создать уникальную безопасную программу, которая по совокупности превзойдет допинг. Так что борьба с допингом небезнадежна. Надо только грамотно ее вести.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА

  СПОРТ  
  • //  10.12.2003
AP
В Лондоне "Локомотив" устроит ничья
Сегодня московский «Локомотив» выходит на финишную прямую в групповом турнире Лиги чемпионов. Последним препятствием на пути набравших ход железнодорожников будет лондонский «Арсенал», который, как и все остальные команды группы «В», претендует на одну из двух путевок в 1/8 финала... >>
  • //  10.12.2003
Дмитрий Борко
Владимира Федотова признали гладиатором и назначили техническим директором
Во вторник состоялась пресс-конференция руководства московского «Спартака» с участием президента клуба Андрея Червиченко, нового тренера Невио Скалы и Владимира Федотова, ставшего новым техническим директором москвичей... >>
  • //  10.12.2003
Проблема допинга в спорте всегда вызывала шумные дебаты. Одни утверждали, что возможности человеческого организма небезграничны, а спорт без новых рекордов потеряет зрительский интерес, и раз мы встали на путь профессионализации спортсменов, то почему бы допинг вообще не сделать легальным... >>
  • //  10.12.2003
Нападающий «Атланты» россиянин Вячеслав Козлов был в числе главных претендентов на звание «Лучшего игрока недели атакующего плана», но оно все же досталось форварду «Калгари» Шину Доновану, который внес значительный вклад в серию из пяти побед подряд своего клуба, забив в этих матчах шесть шайб... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика