N°195 17 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Легенда Сто лет назад родилась Лидия Иванова
"Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было.
Ей на сцене досталось всего три сезона -- в 1924-м она утонула в Финском заливе. Большая компания отправилась кататься на лодке, лодка перевернулась, все, кроме нее, спаслись. Легенда -- тут же склубившаяся вокруг ранней смерти -- гласит, что в компании был поклонник-чекист и утонула девушка не случайно: поклоннику не нравилось, что танцовщица собирается уезжать на заграничные гастроли. В другой версии, чекист был поклонником Спесивцевой, угрозу карьере которой восходящая звезда вроде бы представляла. Но легенда легендой, а все же не каждая трагически погибшая юная девица остается в истории балета столь прочно, как Иванова. Потому что обещала стать -- Балериной, существом редким, не каждое десятилетие рождающимся. Балеринские партии еще не доставались ей, но Фея бриллиантов в "Спящей красавице", рыбачка в "Дочери фараона", невольница в "Корсаре" заставляли лучшего критика 20-х, критика-поэта Акима Волынского так описывать ее для будущих поколений балетоманов: "На полу Иванова, может быть, и не обращала бы на себя особенного внимания... Рисунок молодого тела воспринимается моментами даже как несколько тяжеловесный. Красивости -- особенно манерной и слащавой -- как будто и вовсе нет. Повороты корпуса не искусительны. Но -- полет! Полет молодой, высокий, берущий небо приступом, с импульсивного разбега, с горящим лицом! При этом какая-то крепость и надежность в воздухе". Ей были интересны эксперименты -- и то, что придумывал Баланчин, и то, что придумывал Федор Лопухов (в танцсимфонии "Величие мироздания", всего один раз прошедшей на сцене Мариинского театра, она вместе с Александрой Даниловой изображала "тепловую энергию"). Ее рисовали и лепили -- она охотно позировала. Жизнь могла развернуться как угодно -- не развернулась никак. Окуклилась балетным преданием. |
«Плохие парни 2» дали жару в «Пушкинском» Первая серия «Плохих парней» увидела свет в 1995 году. Двое полицейских-напарников -- щеголь и дамский угодник Майк (Уилл Смит) и его друг, малахольный отец семейства Маркус (Мартин Лоуренс) -- на пару охраняли важную свидетельницу и не прекращали потешные пикировки ни на секунду из тех 72 часов, которые были выделены им на поиски крупной партии героина, похищенной прямиком с полицейского склада вещдоков... >>
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился. >>
Сто лет назад родилась Лидия Иванова "Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было. >>
О стихах Максима Амелина «Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему... >>
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|