N°184
02 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.10.2003
Правовое футбольное поле
Большинство российских клубов по статусу не приспособлено зарабатывать деньги

версия для печати
Ни для кого не секрет, что профессиональные футбольные клубы в России даже не ставят своей задачей получать прибыль. В основном это безнадежно убыточные предприятия, в которые, словно в бездну, проваливаются государственные и частные деньги. К изменению этой ситуации почти все клубы не прикладывают ровным счетом никаких усилий. И не случайно первоначально одним из условий лицензирования УЕФА было то, чтобы клубы становились акционерными обществами и существовали как коммерческие предприятия. Но даже в Европе поняли, что футбольная Россия живет по своим собственным экономическим законам, и это требование было изменено специально для нашей страны.

По формам собственности российские футбольные клубы можно поделить на коммерческие и некоммерческие. Целью первых является извлечение прибыли. Вторые такой задачи не преследуют, не распределяя прибыль среди своих участников, имея право направлять ее только на собственное развитие. И те и другие формы имеют свои плюсы и минусы. Но как показывает практика, в нашей стране лучше живется некоммерческим командам.

Так, например, клубам, находящимся в статусе некоммерческих, легче регистрировать средства от поступлений из государственных бюджетов различных уровней. Там расходы на профессиональные команды зачастую проводили по статьям «физкультура и массовый спорт». Также проще привлекать к живейшему участию в жизни команды и спонсоров: помощь некоммерческим организациям можно расценить как благотворительность.

До середины 90-х годов такое положение устраивало всех. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций в нашей стране никак не ограничивалась. Футбольные клубы, организованные как некоммерческие партнерства, общественные организации, фонды и чуть ли не колхозы, помимо достижения спортивных результатов занимались и другой деятельностью, например торгово-закупочной. При этом никто не собирался отходить и от государственной «кормушки». Правда, в 1995 году ситуация изменилась: был принят целый пакет законов, из-за которого клубам пришлось выбирать, из каких рук, частных или государственных, кормиться. И большая часть клубов предпочла стать акционерными обществами.

К плюсам коммерческого предприятия можно прежде всего отнести возможность его продажи, и многие руководители футбольных команд воспользовались этим правом. И сейчас уже нельзя отследить, каким образом акции того или иного клуба оказались в частных руках. Не забыли владельцы команд и немного подстраховаться, поэтому многие клубы созданы как акционерные общества закрытого типа: то есть перед продажей акции предлагаются в первую очередь своим акционерам.

На данный момент в российской премьер-лиге преобладает коммерческая форма предприятий. Закрытыми акционерными обществами являются восемь клубов -- ЦСКА, «Торпедо», «Крылья Советов», «Зенит», «Уралан», «Торпедо-Металлург», «Динамо». Впрочем, недавно появилась информация, что «Динамо» сменит форму собственности в пользу некоммерческой организации. Открытую форму акционирования выбрали «Спартак», «Ростов», «Спартак-Алания» и «Черноморец». «Шинник» и «Ротор» -- общественные организации, как ни странно, входящие в состав Российского футбольного союза. «Локомотив» и «Сатурн-REN TV» -- государственные предприятия, имеющие строку в бюджетах РЖД и Московской области. Самую интересную форму собственности в свое время выбрал казанский «Рубин» -- он по статусу вообще был коммунальным предприятием и только недавно стал муниципальным учреждением.

В свою очередь, среди клубов, входящих в ПФЛ, больше половины некоммерческие организации. Например, кандидаты на выход в элиту из первого дивизиона: «Терек» -- автономное некоммерческое предприятие, «Томь» -- действует как некоммерческое партнерство (НП). Вложения в некоммерческое партнерство не езвозвратны, и при такой форме организации, выходя из НП, партнер может забрать свои средства в полном объеме. Один из лидеров первого дивизиона «Амкар» -- общественная организация. В свою очередь, главный претендент на выход в премьер-лигу «Кубань» -- акционерное общество открытого типа.

Но в любом случае, какую бы правовую форму для себя ни выбирал российский футбольный клуб, всех их объединяет одно: ни один из них не желает открывать свои бюджеты и показывать истинные источники финансирования.

И не скоро еще мы узнаем, сколько миллионов долларов идет на финансирование футбольных клубов из государственного бюджета, сколько из них отложено на «работу с судьями» и сколько на прочие «непредвиденные» расходы.
Андрей ВДОВИН, Денис ВДОВИН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  02.10.2003
Большинство российских клубов по статусу не приспособлено зарабатывать деньги
Ни для кого не секрет, что профессиональные футбольные клубы в России даже не ставят своей задачей получать прибыль. В основном это безнадежно убыточные предприятия, в которые, словно в бездну, проваливаются государственные и частные деньги. К изменению этой ситуации почти все клубы не прикладывают ровным счетом никаких усилий... >>
  • //  02.10.2003
ИТАР-ТАСС
Футбольный клуб «Спартак» за свою российскую историю не раз менял правовые формы своей организации. Сейчас «Спартак» -- акционерное общество. О скрытых механизмах взаимодействия между тренерами, руководителями и акционерами в «Спартаке» в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» рассказала член совета директоров клуба Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика