N°234
20 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  20.12.2002
Анти-Карлсон
В Москве показали шведский мультфильм по сказке Астрид Линдгрен

версия для печати
Сравнение нового шведского мультфильма «Карлсон, который живет на крыше» с нашим старым, добрым, всеми любимым «Карлсоном» неизбежно. Невозможно абстрагироваться от образов застенчивого симпатяги Малыша и шаловливого увальня Карлсона. Как забыть забавные положения и яркие фразы нашего мультика? Кто из нас не кричал: «Я так не играю»? В какой семье не говорилось: «Ну нет, братишка, за свои поступки надо отвечать!»? Кто хоть на минуту не задавался проблемой Малыша -- придется ли жениться на старой жене старшего брата? Какие заботливые матери не заверяли, что ни за какие сокровища в мире они не согласились бы расстаться со своим ребенком? А какие заботливые отцы, нежно подбрасывая детей в воздух, не уверяли, что их чадо похоже на Карлсона?

Но, видит бог, ни один заботливый отец не согласится, чтобы его дитя походило на персонажей шведского мультфильма -- нахального разгильдяя Карлсона и плаксивого хлюпика Малыша. Дружба со сказочным человечком наложила на лицо Малыша неизгладимый отпечаток озабоченности и покорности судьбе. Редко это лицо озаряет вымученная улыбка. «Я должен позаботиться о друге» говорит он с таким видом, будто ему предстоит вынести раненого из-под шквального неприятельского огня. Да и весь род Свантесонов обременен проклятием под именем Карлсон -- лица всех домочадцев искажает гримаса ужаса при упоминании о мальчике с кнопкой на животе и пропеллером. Страдания Свантесонов усиливаются, когда Малыш заводит разговор о вожделенной собаке. Что до Карлсона, то этот друг всех одиноких детей просто омерзителен. Да, его выходки придуманы Астрид Линдгрен, но в мультфильме забавные шалости предстают злобным и пошлым хулиганством. Дарами дружелюбия и веселья этот Карлсон явно обделен. Чего стоит его сальный взгляд на Фрекен Бок и похотливое «Рыбонька ты моя», повергшее бедную старую даму в ужас.

Нет, я уже не мечтаю о счастливом примирении с Фрекен Бок и разухабистой пляске под «Вдоль по Питерской». После Карлсонова террора бедная домомучительница не будет шаловливо скакать перед зеркалом, приговаривая «А я сошла с ума, какая досада...». Ей таки придется лечиться. Всерьез и долго.

В мультфильме нет даже томительных минут ожидания у открытого окна. Шведский Малыш решает вопрос лихо -- стащив тарелку котлет, он ставит ее на подоконник... «На живца ловит», -- пробормотал мой сосед. И был прав. Не прошло и секунды, как «Карлсон вернулся».

Печально не то, что фактура чудесной сказки Астрид Линдгрен безнадежно переиначена, а ход событий утратил логику. (И наш мультфильм был «вольным».) Печально, что в шведской мультверсии нет и намека на осмысленность. Дружба Малыша и Карлсона завязывается ни на чем -- просто Малыш ошибся, понадеявшись на мирные игры с новым товарищем. Эта роковая ошибка и наложила печать тревоги на его юное чело.

День рождения Малыша вопреки смыслу случается в самом конце фильма. И тут можно усмотреть сермяжную правду концепции режиссера Вибеке Идсое. Малыш наконец-то получил в подарок настоящего друга, единственного симпатичного персонажа картины -- щенка Бимбо.
Ольга КУЗНЕЦОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  20.12.2002
В Москве показали шведский мультфильм по сказке Астрид Линдгрен
Сравнение нового шведского мультфильма «Карлсон, который живет на крыше» с нашим старым, добрым, всеми любимым «Карлсоном» неизбежно... >>
  • //  20.12.2002
Все памятники русской архитектуры войдут в уникальный интернет-каталог
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР) прошла презентация нового сетевого ресурса -- исследовательской базы данных памятников архитектуры России (от древности до наших дней). Разработали ресурс создатели главного сайта по русской архитектуре -- www.archi.ru -- Юлия Тарабарина и Виктор Хречко. По их словам, принципиальное отличие новой базы данных от существующих -- в ее предназначении: ресурс рассматривается как инструмент для исследовательской работы историков архитектуры, как средство для общения специалистов... >>
  • //  20.12.2002
О новой книге Михаила Поздняева
Книга Михаила Поздняева «Лазарева суббота» (М., «Захаров») -- это тридцать два стихотворения и поэма «Кармен». Автор, впрочем, именует «Кармен» «повестью». Эрудированный читатель вспомнит, что слово «повесть» -- калька английского (Байронова) имени нового (для начала XIX века) жанра, который мы обычно зовем «романтической поэмой», что именно так, дистанцируясь от старинной «эпической поэмы», определяли свои «большие сюжетные стихотворения» поэты нашего «золотого века», что в конце концов и самая главная русская поэма -- «Медный всадник» -- это «петербургская повесть». Они будут почти правы, ибо пушкиньянство растворено не только в большой русской традиции, но и в «поэтической крови» Михаила Поздняева. Но правы именно что «почти». Ибо главный вопрос в том, как эта самая «традиционность» разворачивается в новом слове, с которым поэт выходит к миру, какой смысл она обретает в новом и глубоко личном высказывании... >>
  • //  20.12.2002
В Третьяковской галерее открылась выставка Георгия Рублева
Если выставки устраивают, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, кто-то хочет, чтобы они были. И называет их юбилейными и персональными. Третьяковская галерея представляет работы Георгия Рублева -- к столетию со дня рождения. Имя этого художника легко вспоминается благодаря его великому однофамильцу -- иконописцу Андрею Рублеву, а также портрету Сталина в постоянной экспозиции Третьяковки. Портрет действительно занятный. Спустя годы в нем хочется видеть иронию, но, увы, написан он всерьез. Подавленные величием социалистического реализма мы просто забываем, что времена были не только безжалостные, но и наивные. Безнадежно отставая от времени, Георгий Рублев (и многие его современники -- первое поколение советских живописцев), как и первое поколение русского авангарда (в своей невыездной, по бедности, части), вдохновлялся полотнами Матисса из национализированных коллекций. Вот и получался такой странный профессиональный примитив... >>
  • //  20.12.2002
В «Мастерской Петра Фоменко» выпустили «Мотылька»
Как-то раз в забытой Богом и занесенной снегами военчасти солдат с тонкой и ранимой душой по фамилии Лебедушкин превратился в девушку. Об этом пьеса Петра Гладилина «Мотылек», которую поставил с фоменковцами их верный друг и учитель Евгений Каменькович... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика