N°231
17 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  17.12.2002
Архаисты и новаторы
Подробности программы драматического конкурса «Золотой маски»

версия для печати
В этом году «Золотая маска» пройдет в Петербурге, что усилит привычную ревность двух театральных столиц. Усугубит ситуацию и сильная московская часть программы: прошедший год был ярким, особенно для спектаклей «малой формы».

Главный театральный фестиваль страны, как всегда, демонстрирует мейнстрим. Если и есть у экспертов «Маски» концепция отбора, то это, по словам председателя экспертного совета Марины Давыдовой, стремление «выбрать лучшее и наиболее характерное». Судя по основной номинации («спектакль большой формы»), в Москве для прошлого сезона были характерны большие успешные спектакли со звездой в центре («Синьор Тодеро. Хозяин» в «Сатириконе» с Константином Райкиным, «Король Убю» в Et cetera с Александром Калягиным). В Петербурге непоколебим МДТ, правда, спектакль «Московский хор» с фаворитом номинации «Лучшая женская роль» Татьяной Щуко ставил не Лев Додин, а его ученик Игорь Коняев. Впрочем, рядом со спектаклем МДТ -- «Старший сын» (Театр им. Ленсовета), поставленный Юрием Бутусовым со студентами актерского курса СПГАТИ.

Наиболее полно за «срез сезона» отвечает «малая форма»: десять номинантов представляют действительно разный театр -- от Юрия Погребничко и моноспектакля Алексея Девотченко до звездной «Академии смеха» с Николаем Фоменко и Андреем Паниным. Рядом с мэтрами Петром Фоменко и Камой Гинкасом -- Кирилл Серебренников, новичок в режиссуре драматург Михаил Угаров и мало кому известный Андрей Прикотенко (Петербург). Единственное, о чем, по словам Марины Давыдовой, жалеют эксперты, так это об отсутствии среди номинантов Миндаугаса Карбаускиса и Нины Чусовой. Эти молодые и многообещающие режиссеры не попали в число номинантов из-за сильной конкуренции. За этим исключением, по прессе прошедшего года можно было без труда догадаться, кто именно попадет на фестиваль. Остается понять, кого предпочтет жюри -- классиков или новаторов.

Провинция, представленная спектаклями Адольфа Шапиро («Самарт», «Мамаша Кураж»), Георгия Цхвиравы (Казанский ТЮЗ, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), Вячеслава Кокорина (Екатеринбургский ТЮЗ, «Каштанка») и дебютом Сергея Стеблюка в Омской драме («Брат Чичиков»), лишь служит фоном для главного сюжета -- московско-питерской борьбы.

Номинация «Лучшая работа художника» в основном представляет тот же набор имен, что и каталоги прошлых лет, однако в соседстве с петербуржцами Алексеем Порай-Кошицем (сегодня уже не работающим в МДТ) и Эмилем Капелюшем, москвичами Юрием Хариковым и Сергеем Бархиным есть и новички -- Игорь Капитанов («Брат Чичиков») и художники группы АХЕ.

АХЕ -- ветеран петербургского авангарда -- еще одно новое имя на «Маске» (спектакль Sine loco). Ее конкуренты в номинации «Новация» -- отмеченный на «Новой драме» театр «Особняк» (Lexicon, постановка Алексея Слюсарчука по мотивам «Хазарского словаря») и участники фестивалей прошлых лет Евгений Гришковец и театр Антона Адасинского «Дерево».

Впервые на «Золотой маске» представлено много спектаклей по современным пьесам. Среди авторов -- Людмила Петрушевская, Нина Садур, Марк Равенхилл, Михаил Угаров и Евгений Гришковец с «Дредноутами». На предыдущих фестивалях за современность в основном отвечал танец, а драма соревновалась по части интерпретации классики. «Маска» чутка к опере и танцу, но актуальный драматический театр иногда остается без внимания. Так в прошлогодний конкурс не попал Кирилл Серебренников со своим заметным дебютом «Пластилин». Второй раз подряд проигнорировать его было невозможно -- отобрали «Полароидные снимки».

На выходных была объявлена предварительная программа Russian Case. Это четвертая в истории «Маски» внеконкурсная «выставка» русских спектаклей для зарубежных продюсеров -- гостей фестиваля. Кроме совпадений с основной программой в ней -- спектакли текущего сезона: «Кислород» Ивана Вырыпаева (московский ТЕАТР.DOC) и «Ревизор» (этой недавней постановкой ознаменован приход Валерия Фокина в Александринский театр), дважды отмеченная на «Новой драме-2002» «Активная сторона бесконечности» Клима («Особняк»), «Вор» Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета, «Село Степанчиково» театра «Фарсы» и один из двух (какой -- решится позднее) спектаклей Небольшого драматического театра.
Кристина МАТВИЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.12.2002
«Стильная штучка» на московских экранах
В американском прокате «Стильная штучка» имела огромный успех: 125 млн долларов - это для «женской комедии» почти рекорд. Причины две: одна - личная, другая - общественная. ... >>
  • //  17.12.2002
Подробности программы драматического конкурса «Золотой маски»
В этом году «Золотая маска» пройдет в Петербурге, что усилит привычную ревность двух театральных столиц. Усугубит ситуацию и сильная московская часть программы: прошедший год был ярким, особенно для спектаклей «малой формы»... >>
  • //  17.12.2002
Обзор журналов для читателей газеты «Время новостей»... >>
  • //  17.12.2002
Грузия и Россия на выставке Georgia: from/to в Зверевском центре современного искусства
Когда заходишь на выставку Georgia: from/to, то поначалу не узнаешь Зверевский центр. Пространство организовано правильно и удобно. Нет, не так -- пространство организованно, что для центра, обычно придерживающегося демократичного принципа «как прибила, так и держится», большая новость. Куратор Евгения Кикодзе позаимствовала у ночных клубов идею чил-аута -- места, в котором люди отдыхают от танцев. На выставке чил-аут завален свежим (на момент открытия) сеном и располагается сразу за большим экраном, на который проецируется видеоарт... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика