N°222
02 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  02.12.2002
Бизнесмены встают под знамена компартии
версия для печати
Главным событием XVI съезда КПК стала смена поколений партийного руководства. Однако не менее яркой сенсацией стало появление среди двух с лишним тысяч делегатов съезда трех десятков частных бизнесменов. Хотя «архитектор реформ» Дэн Сяопин давно призвал китайцев обогащаться, два последних десятилетия жизнь бурно растущей капиталистической экономики Китая пряталась в тени коммунистической идеологии. Буржуев-«эксплуататоров» не преследовали, им дали возможность разбогатеть, но компартия не торопилась заключить их в свои объятия.

Триумфальное появление капиталистов на коммунистическом съезде было воспринято как символ начала новой эпохи -- формирования открытого альянса между КПК и воротилами крупного бизнеса. Зажиточная провинция Цзянсу переплюнула всех. В рядах ее делегации на съезд приехали два миллионера, попавших в список сотни самых богатых китайцев, составленный журналом Forbes. 56-летний сталелитейный магнат Шэнь Вэньжун, чье состояние оценивается в 155 млн долл., занимает в этом списке 37-ю строчку. Активы его компании «Шаган цзитуань» оцениваются в 2 млрд долл. Вместе с ним приехал 40-летний предприниматель Цзань Шэнда, владеющий многопрофильной группой «Цзунъи». Владелец капитала в 150 млн долл., он занимает среди китайских миллионеров более скромное 42-е место.

Оказавшись в центре общественного внимания и ощутив себя в непосредственной близости от высокого партийного начальства, миллионеры-коммунисты изо всех сил старались быть проще. Стальной магнат Шэнь Вэньжун и чжэцзянский король швейных машинок Цю Цзибао в унисон рассказали журналистам, что не любят ездить на «Мерседесах», предпочитая более скромные марки автомобилей. Глава специализирующейся на производстве силовых кабелей корпорации «Юаньдун» 40-летний Цзян Сипэй, также прибывший из Цзянсу, скромно заметил: «Нам не нужно еще больше денег, но чем больше у нас их будет, тем больше мы будем делать хороших дел». Журналисты, правда, заметили, что при этом Цзян бросил взгляд на свои роскошные часы Cartier.

Рассказы делегатов-миллионеров несли на себе отпечаток ушедшей эпохи маоистского революционного романтизма. Шэнь Вэньжун, чей партийный стаж приближается к 30 годам, заявил, что многие его знакомые бизнесмены хотят в партию, среди его друзей-предпринимателей много коммунистов, и все они с детства мечтали о партии, великих свершениях и славных делах. Примечательно, что представленная журналистам тройка миллионеров из Цзянсу (Шэнь, Цзань и Цзян) совмещает обязанности главы предприятия и секретаря парткома. Они с похвалой отозвались о роли парторганизаций на своих частных фирмах -- коммунистическая структура помогает вести людей вперед, осваивать новую технику, преодолевать возникающие трудности.

На вопрос об оценке своего состояния Шэнь ответил, что не слишком понимает, откуда Forbes получил такую цифру. Но признал, что «она имеет основания», -- подсчет был произведен на основании сведений об имеющейся доле акций и капитализации компании. Свой личный годовой доход Шэнь оценил в 250 тыс. юаней (30 тыс. долл.). Шэнь Вэньжун купил львиную долю акций сталелитейного завода в Чжанцзягане, который он же и возглавлял, фирма была приватизирована в прошлом году. Доля коммунистов на его предприятии очень велика -- 680 из 7800 работников.

Хотя ни один из красных миллионеров не был избран на этом съезде в состав ЦК КПК, очевидно, что присутствие бизнесменов в партии будет и далее усиливаться на всех уровнях. Forbes полагает, что четверть из ста богатейших китайцев наших дней уже состоит в КПК. Частный сектор контролирует около 40% экономики Китая, в некоторых частях страны (в тех же провинциях Чжэцзян и Цзянсу) его доля достигает 80%. Партия не может оставить вне поля зрения людей, дающих работу в частном секторе более чем 100 миллионам китайцев. По последним данным, в провинции Чжэцзян в партии состоят 5 тыс. бизнесменов (примерно 2%), заявления подали еще 4 тысячи. Исследования китайских социологов показывают, что в масштабах страны доля коммунистов среди бизнесменов выросла с 13,1% в 1993 году до 19,8% в 2000 году.

В партийно-предпринимательском альянсе заинтересованы обе стороны -- капиталисты получают доступ в политические круги, компартия обретает дополнительный инструмент контроля. Тем временем миллионеры исподволь помогают партии освобождаться от идеологических клише. «Капиталист -- это не плохое наименование, если капитал получен законным путем, способствует обогащению нации и улучшает благосостояние людей», -- заявил на пресс-конференции Шэнь Вэньжун. По его словам, после XVI съезда в Китае наступила «настоящая весна» для расцвета частного бизнеса. Условия и раньше были неплохие, но теперь жить и работать бизнесменам будет еще легче.
Александр ЛОМАНОВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  02.12.2002
«Главная цель вступления в партию -- понять ее курс»
История главы компании «Фэйюэ» 40-летнего Цю Цзибао очень похожа на классические американские истории делового успеха. О своем понимании роли частного бизнеса в строительстве китайского социализма под предводительством Компартии Китая он рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Александру ЛОМАНОВУ. >>
  • //  02.12.2002
Главным событием XVI съезда КПК стала смена поколений партийного руководства. Однако не менее яркой сенсацией стало появление среди двух с лишним тысяч делегатов съезда трех десятков частных бизнесменов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика