|
|
N°97, 07 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЦРУ в ожидании фокусов Мерлина
Спецслужбой США будут руководить кремлеведы
В США гадают, почему все-таки 51-летний директор ЦРУ Джордж Тенет уйдет в отставку 11 июля, как раз в день семилетия своего пребывания в этой должности, -- его заявление об этом в минувший четверг вызвало бурю эмоций. Ведь свою работу на этом посту Тенет называл "самой лучшей из работ, какие есть на свете".
Тенет уверяет, что уходит в отставку добровольно, чтобы больше бывать с женой и сыном. С искренним волнением главный разведчик Америки высказывал все это прощальному собранию коллег в Лэнгли. Но даже слезы на глазах не помогли: уверения были скептически встречены американскими аналитиками. У них нет сомнений, что в неожиданном уходе Тенета замешана большая политика. Гадания ведутся лишь по поводу того, кто и как указал долгожителю Лэнгли на дверь (дольше Тенета, более восьми лет, созданное в 1947 году ЦРУ возглавлял только Аллен Даллес с 1953 по 1961 год).
"Обратите внимание, как было сделано официальное сообщение об отставке Джорджа Тенета, -- сказал "ВН" историк из вашингтонского Центра оборонной информации Николай Злобин. -- Журналистам Джордж Буш объявил об этом на бегу к вертолету, когда отправлялся на авиабазу Эндрюс, а оттуда в Европу. Он, правда, оценил работу директора как "великолепную", но весь церемониал занял не больше двух минут. Это же определение повторил и вице-президент Дик Чейни, заявление которого вместилось в три коротких предложения. Уж как-то все это слишком лаконично, торопливо, куце и даже пренебрежительно по отношению к человеку, которого аттестуют исключительно в превосходной степени".
Эти наблюдения находят подтверждение и в кругах, близких к Белому Дому. "Там точно не льют слез по поводу этого ухода", -- сказал сенатор Ричард Шелби, с сентября 2001 года не перестающий критиковать Тенета и требовать его отставки. Источник «ВН» из вашингтонского Центра международных и стратегических исследований, пожелавший сохранить анонимность, также считает, что напряженность в отношениях между директором ЦРУ и частью аппарата Белого Дома нарастала и достигла пика. «Сотрудники, задействованные в избирательной команде президента, сочли Тенета "нежелательным бременем" накануне ноябрьских президентских выборов, -- подчеркнул наш собеседник. -- Видимо, эту мысль до ушей Джорджа Буша донести сумели».
Наш источник подчеркнул: «Тенет и раньше, по мере усложнения ситуации в Ираке, обращался с просьбами об отставке, но Буш всякий раз без особого труда уговаривал его остаться. Однажды президент даже лично доказывал Стефании, жене Тенета, сколь важна для страны служба ее мужа. На этот раз, похоже, Буш не настаивал. Обычное дело в политике. Меня, правда, одно удивляет: почему "козлом отпущения" назначен директор ЦРУ. Ведь по масштабам политического вреда Бушу пальма первенства скорее в руках министра обороны, 71-летнего Дональда Рамсфелда, чем у ЦРУ».
Под "бременем" имеется в виду, что в июне-июле общественности будут представлены три доклада различных комиссий о деятельности разведки, и каждый с резким критическим уклоном. Один по поводу ошибочных оценок положения в Ираке накануне войны, второй -- о так и не найденном там оружии массового уничтожения, третий -- по поводу терактов 11 сентября 2001 года.
Такие скандальные обсуждения -- удары по президенту и его политике, а за пять месяцев до выборов это чревато. А так очень по-сталински: нет человека -- нет проблем, с частного лица что возьмешь!
Исполнять обязанности директора ЦРУ после ухода Тенета станет его заместитель Джон Маклафлин. 61-летний ветеран больше половины жизни прослужил в разведке, главным образом в качестве аналитика, в том числе по Восточной Европе и бывшему СССР. В начале горбачевских реформ он, как и другие коллеги, не вполне был уверен, что это такое -- радикальные перемены или советское коварство. Он был среди тех, кого врасплох застал снос Берлинской стены и распад Советского Союза. Теперь конфуз с оружием массового уничтожения Ирака. Такой вот получается послужной список, хотя, по слухам, с Тенетом они в замечательных отношениях, даже духовные братья, понимающие друг друга с полуслова. За склонность к показу на досуге занимательных волшебных фокусов Маклафлин заработал дружеское прозвище Мерлин (так звали колдуна в легендах о короле Артуре).
Вслед за Тенетом из Лэнгли уходит еще один высокопоставленный чин -- начальник оперативного управления ЦРУ, ведающего секретными операциями, Джеймс Павитт. Опять же утверждается, что уходит он по собственному желанию. Но скептики и тут трясут головами: "Знаем, мол, эти случайные совпадения". Его заменит ветеран тайных служб Стивен Каппс, бывший морской офицер, служивший и на Ближнем Востоке, и в Южной Азии, и в Европе. Говорят, он владеет персидским и русским языками.
И как всегда в таких случаях, нет недостатка в предположениях, кто же придет на смену Джорджу Тенету. Чаще других называют имена того же Маклафлина и нынешнего главы комитета по разведке палаты представителей республиканца Портера Госса. Но вряд ли до исхода выборов 2 ноября президент представит в конгресс кандидатуру нового директора ЦРУ.
Баас возвращается, а Саддаму грозит смертная казнь
Из багдадской тюрьмы «Абу-Грейб» вчера выпустили 350 заключенных, в основном из города Эль-Фаллуджа. Телеканал "Аль-Иракийя" со ссылкой на Хишама Наджема Ад-Дулейми, председателя Национальной ассоциации шейхов племен, сообщил, что вожди племен поручились перед командованием коалиционных сил, что освобожденные не будут больше им вредить. Есть слухи, что отдельные шейхи брали за такое поручительство с родственников узника в среднем по 500 долл., неплохо заработав на освобождении.
Это уже четвертая партия освобожденных начиная с апреля, когда стало известно об издевательствах американских тюремщиков над заключенными. Один американский солдат-садист уже приговорен в США к году тюрьмы. Трое других предстанут перед трибуналом в Багдаде 21 июня. Сейчас в "Абу-Грейбе" осталось около 3 тысяч иракцев. Президент США Буш пообещал разрушить тюрьму как «символ смерти и пыток». На освободившемся месте Буш пообещал иракцам построить новую и современную тюрьму.
Не исключено, что там и будут содержать новых иракских заключенных, включая и самого Саддама Хусейна, которых США отдадут в руки соотечественников после 30 июня -- официальной даты передачи власти в Ираке самим иракцам. Об этом сообщил премьер Ирака Айад Алляви. Судьба Саддама незавидна. Министр юстиции Ирака Малек Бурхан Хусни объявил вчера, что в Ираке одновременно с восстановлением суверенитета восстановят смертную казнь.
"Приостановил" (по словам иракского министра юстиции) исполнение смертных приговоров в апреле прошлого года бывший глава Центрального командования ВС США генерал Томми Фрэнкс. Теперь иракцы спешат исправить это упущение. Кроме того, вчера премьер Алляви назвал «большой ошибкой» навязанный американцами роспуск саддамовской армии и сил безопасности. Премьер обещал, что привлечет к восстановлению иракских силовых структур бывших членов саддамовской партии Баас.
Валентина КУЛЯБИНА
Европа торопит Буша с иракской резолюцией
Поездка по Европе придала Джорджу Бушу уверенность, что продвигаемая США и Великобританией резолюция СБ ООН по Ираку будет скоро принята. Встречи Буша с надежным союзником Сильвио Берлускони и старым критиком Жаком Шираком увенчались признанием того, что с резолюцией надо поспешить.
Премьер Италии не разочаровал американского президента -- Берлускони пообещал держать итальянские войска в Ираке столько, сколько нужно.
Приятный сюрприз ждал Буша в Париже. После беседы с американским коллегой Жак Ширак заявил, что достигнут "позитивный прогресс" на пути к принятию резолюции. По его словам, нужно «дать иракцам ощущение, что они вновь обрели суверенитет и власть над своей судьбой». Для этого, по мнению Парижа, резолюция Совбеза должна установить четкий график вывода иностранных войск из Ирака. Вчера госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что это пожелание будет учтено, -- новая редакция документа предусматривает, что мандат коалиционных сил безопасности в Ираке, возглавляемых США, истечет к концу 2005 года.
Акции протеста против визита Буша оказались менее масштабными, чем ожидалось. В Риме с требованием вывести итальянские войска из Ирака вышло около 25 тысяч человек, в Париже осуждение «террориста Буша» выразило не более 12 тысяч студентов. Невнятное осуждение войны прозвучало из уст Иоанна Павла II -- дескать, в последние недели «произошли достойные сожаления события, которые потрясли общественное и религиозное сознание всех и привели к искажению представлений об общих ценностях». Однако Буш в беседе с понтификом быстро перехватил инициативу и заявил, что сам испытал огромное отвращение при виде фото, запечатлевших насилие американцев над иракскими заключенными.
Александр ТИМОФЕЕВ
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон