|
|
N°93, 01 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мойзес Наим: «Не думаю, что сенатор Керри может что-то радикально изменить»
О перспективах иракского урегулирования и современных тенденциях на нефтяном рынке в интервью газете "Время новостей" рассказал известный американский политолог, главный редактор журнала "Форин полиси" Мойзес НАИМ.
-- Президент США чуть ли не ежедневно повторяет, что 30 июня власть в Ираке обязательно перейдет в руки самих иракцев. Что ждет Ирак после этой даты?
-- После 30 июня Ирак ждут глубокая нестабильность, беспорядки и столкновения между различными группировками внутри страны, каждая из которых захочет взять под свой контроль как можно большую часть государства.
-- Как влияет американское военное вторжение в Ирак на борьбу мирового сообщества с международным терроризмом?
-- Ситуация в Ираке еще подвижна, и потому выносить какие-то окончательные суждения преждевременно. Тем не менее я готов сделать два предварительных заключения, тесно связанных друг с другом. Во-первых, военная операция США в Ираке отвлекла силы и средства от эффективной борьбы со всемирным терроризмом. Во-вторых, она создала превосходные дополнительные возможности и условия для террористических группировок, которые теперь могут активно пополнять свои ряды. Фотографии из тюрьмы "Абу-Грейб" стали лучшими пропагандистскими листовками. Причем "Аль-Каиде" и другим врагам США даже не пришлось тратиться на печать -- мировая пресса и так их растиражировала.
-- Сможет ли кандидат от демократов Джон Керри, став президентом, изменить американскую политику в Ираке?
-- Все последние американские президенты прошли через осознание одного непреложного факта -- несмотря на свою огромную власть, они зависят от не контролируемых ими глобальных сил, которые корректируют их точки зрения, отчего многие обещания, данные ими во время избирательных кампаний, ровно ничего не значат. Не думаю, что сенатор Керри может что-то радикально изменить. Скорее президент Буш существенно скорректирует свой иракский курс.
-- Раз уж речь зашла о глобальных силах, как вы оцениваете влияние глобализации на мировой рынок нефти?
-- Один из результатов глобализации -- увеличение числа глобальных экономических игроков, в том числе в нефтяной сфере. На мировом рынке сейчас работает гораздо больше компаний, чем в недавнем прошлом, и число нефтедобывающих регионов тоже выросло. Сейчас появляются новые технологии, позволяющие извлекать нефть там, где прежде это было лишено экономического смысла из-за дороговизны. Нефти на рынке становится невообразимо больше. Но растет и потребление. Одна из главных причин нынешнего скачка нефтяных цен -- резко выросший спрос со стороны Китая.
-- Хороши или плохи для России нынешние тенденции на нефтяном рынке?
-- Ростом нефтедобычи и высокими ценами на продукт можно объяснить положительные сдвиги в российской экономике. С другой стороны, Россия становится нефтяной страной наподобие ряда ближневосточных государств. В таких странах почти вся экономика привязана к нефти, и все другие ее секторы подпадают под влияние тормозящих развитие факторов, например удорожание экспорта и удешевление импорта. Если налоги поступают главным образом от нефтяной отрасли, все правительство, как наркоман, садится на иглу зависимости от этих налоговых поступлений. Нефтедобыча -- это весьма узкая и централизованная сфера, где действует сравнительно ограниченное число менеджеров и предпринимателей как в государственном, так и в частном секторе. И эти люди могут влиять на принятие решений, касающихся всего общества в целом. Я уже не говорю о неравномерности развития регионов и крайностях уровня жизни в нефтеориентированных государствах. Одни связаны с благами нефтедобычи и процветают, другие с ними не связаны и мучаются. И наконец, нефтедобывающим странам свойственна редкая по масштабам коррупция.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон