|
|
N°91, 28 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Передайте Миллеру...»
Фрадков, Греф и Шойгу преподали урок «Газпрому»
Вопрос индексации цен на услуги естественных монополий, обсуждавшийся вчера правительством, не предвещал особо напряженных прений. Еще в марте кабинет министров утвердил среднесрочную программу социально-экономического развития, в которой были установлены параметры увеличения в 2005 году цен на газ, электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки в размере 20%, 9,5% и 6--8,5% соответственно. Вчера эти же цифры были подтверждены с уточнением, что в целях преодоления перекрестного субсидирования для населения цены будут расти чуть быстрее, чем для промышленных потребителей. Однако само заседание правительства стало ареной для публичной «экзекуции» (мероприятие с недавних пор проводится в открытом для прессы режиме) главной монополии страны -- «Газпрома».
Началось все с того, что премьер Фрадков отчитал финансово-экономического зампреда правления концерна Андрея Круглова за отсутствие в Белом доме председателя Алексея Миллера. «Передайте Алексею Борисовичу, чтобы он впредь ходил на заседания правительства, поскольку вопрос существенный», -- завершил вступительную часть к докладу топ-менеджера «Газпрома» глава кабинета министров.
Г-н Круглов, который явно чувствовал себя не в своей тарелке, так и не смог оправиться от «быстрой атаки» премьера. Просьба учесть в индексации цен на газ дополнительные расходы концерна в размере 15 млрд руб., связанные с резким подорожанием металла в России, не тронула присутствующих. Впрочем, как и доводы о том, что объем выручки, которую «Газпром» получает в настоящее время от реализации газа на внутреннем рынке, позволяет покрыть около 10% от инвестиционных затрат компании. Как и традиционные страшилки о необходимости срочно снизить «зависимость «Газпрома» от конъюнктуры мировых цен. Предложение г-на Круглова увеличить цену на газ в 2005 году на 24% было отвергнуто. Такая же участь постигла и его пожелание «доработать» предложения Минэкономики по увеличению цен на газ в 2006 году всего лишь на 11%.
Когда г-н Круглов закончил излагать газпромовские взгляды на способы регулирования цен, ситуация окончательно вышла из-под его контроля и стала буквально чрезвычайной. Слово взял глава МЧС Сергей Шойгу и иронически поинтересовался, с чего это «Газпром» тратит миллионы на собственную рекламу на телевидении, а его менеджмент рассказывает членам правительства сказки о нехватке средств и необходимости еще больше увеличивать тарифы. «Давайте отменим рекламу, отдадим деньги мне, я хотя бы два самолета на них куплю», -- предложил главный спасатель страны. Однако на этот раз за побледневшего еще больше Круглова вступился его недавний обидчик -- премьер Фрадков. «Вопрос поставлен, но ответа он не требует», -- завершил он неудобную дискуссию.
Однако в этот момент на зампреда правления набросился давний «заклятый друг» Герман Греф, только что спихнувший на Минпромэнерго неблагодарную роль главного реформатора газовой отрасли и теперь выступающий в роли пристрастного наблюдателя. Министр экономики громко поинтересовался у г-на Круглова, сколько услуг газовики закупили на тендере, чтобы говорить об отсутствии внутренних резервов, не связанных с ростом регулируемых цен. И получив неуверенный ответ о 20% товаров и услуг, снисходительно закивал.
Между тем и самому г-ну Грефу пришлось отбиваться от желающих спровоцировать его на заочный спор с президентом. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев поинтересовался у коллеги, как можно говорить о столь существенном повышении цен на газ, электроэнергию и услуги РЖД, когда президент в только что сделанном послании Федеральному Собранию потребовал довести инфляцию до 3% в год. «За пределами 2008 года мы можем выйти на целевой показатель инфляции в 3%, но раньше это делать нецелесообразно», -- ответил Греф, отметив, что на время осуществления структурных реформ нормальный уровень инфляции должен составлять 5--6%. «Хотя данная задача (3-процентная инфляция. -- Ред.) осуществима и в более короткий период времени, -- подстраховался министр. -- Если мы захотим такую задачу поставить, то придется, конечно, пересматривать (прогноз роста цен на услуги естественных монополий. -- Ред.)». О том, кто и когда должен «захотеть» поставить такую задачу, министры благоразумно умолчали.
Вера КУЗНЕЦОВА, Алексей ГРИВАЧ