Подводя вчера итоги ялтинского саммита, президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины делали это удивительно афористично. Пожалуй, лучше всего удалось это Александру Лукашенко. "Все никогда сразу не получается в жизни, поэтому если получается, то не сразу", -- заметил он, говоря о перспективах создания Единого экономического пространства (ЕЭП). Как сказал корреспонденту газеты "Время новостей" один из активных участников переговорного процесса, "Александр Григорьевич действительно хотел бы все сразу, желательно уже завтра..." Это был ответ на вопрос: "А в чем же, собственно, позиция Белоруссии? Какие статьи "экономической конституции" ЕЭП она считает необходимым принять в первую очередь?"
Ведь позиции Украины и Казахстана на этот счет
были известны еще до начала ялтинской встречи, цель которой и состояла в том, чтобы подвести их под общий знаменатель. Проще всех и не без некоторой печали выразил это президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: "Надо выделить приоритеты, поскольку выяснилось, что они разные".
Так вот, этой цели на встрече в Крыму вчера достичь не удалось. Единственным согласованным политическим импульсом Ялты стало поручение решить эту задачу группе высокого уровня (ГВУ), занимающейся выработкой "сводного законодательства" ЕЭП. И если раньше ГВУ на уровне вице-премьеров (Россию представляет в ней бывший вице-премьер, а ныне министр промышленности и энергетики Виктор Христенко) собиралась представить результаты своей работы в декабре этого года, то теперь ей предстоит найти соломоново решение уже к 15 сентября. В этот день по предложению Леонида Кучмы состоится следующий саммит четверки ЕЭП. Его хозяином будет президент Казахстана.
Что касается сроков саммита и его инициатора, то они заставляют еще раз вспомнить, что для г-на Кучмы сейчас нет проблемы важнее, чем предстоящие на Украине 31 октября президентские выборы. И трудно упрекнуть Леонида Даниловича в том, что до выяснения политического будущего как своего личного, так и своей команды он не хотел бы сегодня давать какие-то авансы партнерам по четверке.
С другой стороны, можно понять и Виктора Христенко, который вовсе не излучал счастья от свалившегося на него поручения. Да он и не скрывал этого: "Колоссальная по сложности задача -- найти непротиворечивое решение учета противоречивых интересов". Но действительно, что делать, если г-н Кучма сразу и в лоб заявил вчера: "Для Украины в контексте ЕЭП первоочередная задача -- завершение создания полномасштабной зоны свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений". А для этого достаточно всего 13 документов (всего, как выяснилось в Ялте, их число будет равно 61). Поэтому, говорит украинский президент, их "надо согласовать и подписать в первом квартале 2005 года". А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что сначала нужно принять документы, формирующие таможенный и транспортный союзы. И то правда, что Казахстану до ЗСТ -- это проблема исключительно российско-украинских отношений. Поэтому Виктор Христенко считает, что еще до конца этого года Москва и Киев должны договориться на этот счет. Если, добавим от себя, украинцы продемонстрируют готовность конструктивно решать и другие вопросы, например, по нулевому варианту разделения бывшей советской собственности.
В общем, как пожаловался вчера Владимир Путин, "начинаешь решать одни вопросы, как уже выплывают вторые, третьи..." Тем не менее российский президент назвал желательные для Москвы сроки начала реального функционирования ЕЭП -- "вторая половина 2005-го -- первая половина 2006 года". Случайно это или нет, но эти даты почти точно укладываются в сроки полномочий нынешних президентов Казахстана и Белоруссии, где следующие президентские выборы должны состояться соответственно в декабре 2005-го и в середине 2006 года.
Впрочем, не исключено, что стремление уложиться в эти сроки разделяют и в Минске, и в Астане. Дело в том, что хотя Владимир Путин озвучил их после непродолжительной официальной встречи всех делегаций в полном составе, основное общение президентов происходило накануне, поздно вечером в субботу, в неформальной обстановке. Именно в таком узком кругу, как известно, принимаются судьбоносные решения...
Еще одно замечание Путина было явно адресовано политическим оппонентам г-на Кучмы на Украине, ведь он сам вчера сослался на "отдельные силы, оказывающие значительное противодействие процессу создания ЕЭП". "Мы никого не втягиваем в ЕЭП -- его создание никому из стран-участниц не мешает участвовать в мировом интеграционном процессе", -- заявил Владимир Путин.
В репортаже о ялтинском саммите невозможно найти слова, яснее рассказывающие о его результатах, чем удалось сделать это самим его участникам. Может быть, это объясняется тем, что высказывания президентов призваны были компенсировать отсутствие ясности в результатах самого саммита. И лучше всего поэтому объяснил причину встречи четверки ЕЭП тот же г-н Лукашенко: "Мы собрались здесь, чтобы все в Украине, в Белоруссии понимали -- наше счастье здесь, в ЕЭП, а не где-нибудь еще..."
А поскольку Владимир Путин, обращаясь к собравшейся в Ялте прессе, предупредил, что именно от нее в большой степени зависит успех создания ЕЭП, то со всей ответственностью заявляю: процесс создания Единого экономического пространства, во всяком случае на симферопольском рынке, идет на ура. Здесь с превеликим удовольствием принимают не только украинские гривны, но и российские рубли. Такого раньше не было. Вот оно, счастье, о котором говорил Александр Лукашенко.