Время новостей
     N°87, 24 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2004
Поощрения не получилось
Директора РАО «ЕЭС» не одобрили систему мотивации работы отдельных менеджеров
Совет директоров РАО «ЕЭС России» в минувшую пятницу рассматривал сразу несколько вопросов, имеющих скандальный характер. Прежде всего это война с Хакасией за Саяно-Шушенскую ГЭС -- РАО проинформировало директоров о том, что электростанция будет перерегистрирована в Красноярском крае, что лишит республику почти полмиллиарда рублей в год. Кроме того, совет рассмотрел вопрос о PR, «приняв к сведению» затраты на проведение информационных кампаний, а также отправил на доработку предложения главы Федеральной сетевой компании (ФСК) Андрея Раппопорта по мотивации менеджеров, занимающихся приобретением зарубежных энергоактивов.

Вопрос о мотивации работников, занимающихся приобретением зарубежной собственности, рассматривался комитетом по стратегии при совете директоров РАО еще в январе, но тогда он не вызвал такого резонанса, как сейчас -- в начале года акционеры РАО были больше озабочены другим: на баланс какого предприятия будут поставлены приобретенные активы. Сейчас же их пугает предложение г-на Раппопорта дать право менеджерам приобрести до 5% этих активов. Член совета директоров РАО от компании «Базовый элемент» Дэвид Джеованис заявил газете «Время новостей», что за идеей г-на Раппопорта кроется намерение некоторых менеджеров «построить свой бизнес на деньги РАО и его акционеров, при этом кусок активов, который они смогут приобрести, останется у них после раздробления РАО».

Недовольство г-на Джеованиса связано с тем, что зарубежные активы РАО находятся прежде всего на балансе компании «Интер РАО ЕЭС», в которой энергохолдингу принадлежит 60% (40% владеет «Росэнергоатом»), а также на балансе голландской «дочки» РАО -- Nordic Оу. «Получается, что РАО будет тратить деньги акционеров на покупку активов, которые станут внучатыми компаниями для РАО, -- говорит г-н Джеованис, -- т.е. акционеры РАО вообще не вправе управлять этой собственностью. Я вообще считаю, что нет смысла тратить деньги на покупку иностранных компаний, ведь в России можно вкладывать десятки миллиардов долларов в энергетику, т.е. инвестировать в экономику собственной страны».

Г-н Джеованис напоминает, что еще прошлой осенью он внес в совет директоров РАО предложение создать комитет по мотивации менеджмента, однако Анатолий Чубайс раскритиковал его. Проект был забракован, а правлению РАО было поручено разработать принципы собственного стимулирования. «Ни в одной стране нет такого, когда менеджмент сам устанавливает для себя систему вознаграждений, -- говорит г-н Джеованис. -- Представьте себе, если Fiat купит, скажем, «АвтоВАЗ», и менеджеры, которые проводили сделку, потребуют себе 5% «АвтоВАЗа». Да такого просто не может быть!» Впрочем, совет директоров РАО не согласился с такой постановкой вопроса и поручил правлению «подготовить и внести на рассмотрение совета директоров предложения по системе мотивации менеджеров, занимающихся приобретением и управлением зарубежными активами». В РАО в выходные не комментировали решения директоров.

Вопрос о Саяно-Шушенской ГЭС поднял другой представитель миноритарных акционеров РАО Сеппо Ремес. В ответ менеджеры РАО отрапортовали, что им удалось провести внеочередное собрание акционеров ГЭС и внести поправки в устав о перерегистрации электростанции в Красноярском крае. Как известно, глава Хакасии Алексей Лебедь добивается деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС (суд Восточно-Сибирского округа ему удалось выиграть, но РАО обжаловало это решение в Высшем арбитраже, который скоро приступит к рассмотрению этого дела), так как считает, что регион должен иметь льготный тариф на ее энергию, чему РАО сопротивляется. С уходом ГЭС из региона г-н Лебедь, очевидно, останется не только без льгот, но и без огромных налоговых поступлений (составляют пятую часть местного бюджета).

Очевидно, сейчас следует ожидать активизации действий хакасского губернатора: совет директоров РАО обратился к премьер-министру с просьбой выступить в качестве участника процесса по деприватизации (а не оставаться простым наблюдателем), поэтому от решения Михаила Фрадкова зависит, лишится ли бюджет республики значительной части поступлений.

Николай ГОРЕЛОВ