|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
911 градусов по Фаренгейту
Температура в Канне поднялась выше нормы
До конца фестиваля официально осталось два дня, а по существу даже один: в субботу вечером жюри во главе с Квентином Тарантино раздаст свои призы. Но впечатление такое, будто фестиваль то ли уже кончился, то ли еще не начинался. Привычная драматургия двенадцатидневного марафона сбита в этом году высоким градусом политизации.
Продолжаются забастовки на культурном и гостиничном фронте. Дело дошло до рукоприкладства: демонстранты сорвали несколько коммерческих просмотров, завязались нешуточные потасовки, одиннадцать человек пострадали (в том числе французский телекорреспондент), семеро арестованы. За неадекватные меры досталось полиции, которая даже была вынуждена извиняться. Хотя свидетели утверждают, что драку начали не полицейские и не бастующие, а британские кинобизнесмены. Есть как минимум две точки зрения на развернувшуюся в Канне социальную борьбу. Одни считают, что забастовщики правильно ставят власть на место, другие -- что они зажрались, не хотят работать и предпочитают жить на социальных пособиях.
Примерно так же расслоилось мнение по поводу самого сенсационного каннского фильма -- «Фаренгейт 9/11». Публика встречала его не просто на ура, а двадцатиминутной стоячей овацией. Режиссер Майкл Мур снискал славу настоящей звезды. А на следующий день вышли издаваемые в Канне голливудские газеты с разносными рецензиями. Манипуляция и самореклама, политическая агитка, никакого отношения не имеющая к документальному кино, -- таков вердикт органов кинобизнеса. Но с таким же успехом можно ниспровергать шедевры советского агитпропа вплоть до «Броненосца «Потемкина». И что такое в наши дни документальное кино? Когда его включают в каннский конкурс (а в нем уже четыре неигровых картины -- две документальные и две анимационные), возникает совсем другой контекст. А манипуляции с зафиксированным телекамерой лицом Джорджа Буша, на котором тот безуспешно пытается изобразить мыслительную деятельность, сродни как контролируемой режиссером актерской мимике в игровых фильмах, так и, с другой стороны, сочиненной на компьютере пластике анимационных персонажей -- болотного монстрика Шрека или страдающего киборга Бату, героя японского конкурсного фильма «Невинность».
По жанру «Фаренгейт» -- сатирический гротеск. По теме -- портрет американского общества после 11 сентября. По месседжу -- послание избирателям в разгар предвыборной кампании. Американскому президенту инкриминируются: 1) лень, 2) интеллектуальное убожество, 3) финансовые связи с саудовско-аравийским капиталом и семьей Бен Ладена, 4) развязывание войны в Ираке, 5) развал американской экономики. Естественно, не все согласятся с такой радикальной постановкой вопроса. Но в Канне фильм попал на благодатную почву. И его шансы на главный приз велики. Тем более что власти пытаются блокировать прокат картины в США, а Мур борется за нее вместе с продюсером Харви Вайнштейном: два этих диссидентствующих толстяка выразительно смотрелись вместе на каннской лестнице. Между тем именно Вайнштейн -- не только одна из акул голливудского кинобизнеса, но также продюсер и друг Тарантино. Вопрос: хватит ли у председателя жюри пороху наградить крамольный фильм? Ведь имидж непреклонного мачо часто бывает обманчив.
Если не «Фаренгейт», то кандидатом на «Золотую пальмовую ветвь» выглядят «Дневники мотоциклистов» -- лирический роуд-муви бразильца Вальтера Саллеса о юности Эрнесто Гевары, не харизматика Че и символа революционной герильи, а просто студента медика, который в 1952 году отправился с другом на мотоцикле в путешествие по Южной Америке. Там увидел не только невероятные красоты природы, но и страдания народа -- что и предопределило в итоге его революционный выбор. Фильм сделан с профессиональным достоинством и хотя не несет решительно ничего нового, может устроить всех: в нем тоже есть левизна и агитпроп, но лишенные остроты и подернутые ностальгической дымкой. Успеху картины способствовало и появление на каннской сцене реального спутника молодости Гевары -- 81-летнего гражданина Кубы Альберто Гранадо. Если же «Дневникам» не улыбнется главный приз, то актерский почти наверняка достанется исполнителю главной роли мексиканцу Гаэлю Гарсиа Берналю: представ в Канне сразу в двух картинах, он доказал, что способен играть в широком диапазоне -- от трансвеститов до революционеров.
За пределами конкурса отметим редкий по красоте и изяществу фильм китайца Чжана Имоу «Дом летающих кинжалов», а в конкурсе -- мистическую «Тропическую лихорадку» Апичатпонга Вирасутакула (таиландский фильм впервые участвует в каннском соревновании). В рейтинге международных критиков практически сравнялись «Дневники мотоциклистов» и французская бытовая драма «Посмотри на меня» Аньес Жауи. Однако если учесть характер председателя жюри, можно предположить, что шансы на призы есть и у лихого корейского триллера «Старый мальчик», и у футуристической японской манги «Невинность», и даже у «Шрека».
Так или иначе, фестиваль близится к закрытию, звезды примеряют для финальной церемонии наряды от Armani и украшения от Chopard. Среди знаменитостей, уже прошедших по каннской лестнице, -- Том Хэнкс и Роджер Мур, Дэрил Ханна и Ума Турман, Вирджини Ледуайен и Катрин Денев, топ-модели Наталья Водянова и Ева Херцигова, а также неутомимый Мик Джаггер и его бывшая жена Джерри Холл. Так что звездная температура в Канне тоже выше нормы.
Елена ПЛАХОВА, Канн