|
|
N°83, 18 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сибиряки выбирают импорт
Ханты-мансийская авиакомпания UTair прекратила рассматривать возможность приобретения самолетов Ан-140. Вчера компания объявила, что совместное детище украинских и российских авиастроителей исключено из проводимого ею тендера на поставку пяти региональных турбовинтовых самолетов. В профессиональных кругах это решение не стало сенсацией (газета «Время новостей» еще 1 марта писала, что шансы Ан-140 «прописаться» в Ханты-Мансийске близки к нулю). Однако, по мнению экспертов, именно сейчас и начинается настоящая борьба за заказ UTair. Причем тип самолета-победителя уже известен -- это ATR-42. Вопрос в том, какая фирма добьется права поставить этот самолет сибирским авиаторам.
Открытый тендер на поставку (лизинг) пяти региональных самолетов вместимостью 35--60 мест каждый объявлен авиакомпанией UTair 25 октября 2003 года. Конкурсные заявки представили пять претендентов, причем все они вместе предлагали только три типа самолетов, и только один из них можно (с некоторой натяжкой) назвать «отечественным».
Канадская компания Bombardier выставила на конкурс самолет DASH-8. Машину того же класса ATR-42 предложили независимо друг от друга французская фирма ATR и ирландская лизинговая компания Magellan. Наконец, заявки по Ан-140 поступили в Ханты-Мансийск из двух разных, но связанных между собой источников. Поставщиками этих машин готовы были стать Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП) и фирма МАП-140, зарегистрированная в России при участии ХГАПП и Самарского авиазавода. Первоначально тендер планировалось завершить в феврале 2004 года. Но в конце того месяца тендерная комиссия, заседавшая в Сургуте, рекомендовала правлению UTair дополнительно изучить предложения претендентов. Как объяснил тогда корреспонденту газеты «Время новостей» генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов, организаторы тендера не исключали, что в последний момент некоторые из участников тендера могут скорректировать свои условия в выгодную для UTair сторону. «Они дают нам понять, что их предложения еще не самые окончательные», -- сообщил Мартиросов. Правда, он тогда считал, что тендер все же завершится в течение марта.
Этого не случилось до сих пор. Но вчера было объявлено, что тендерная комиссия сократила список конкурсантов, удалив из него обоих несостоявшихся поставщиков Ан-140.
В авиационных кругах давно известно невысокое мнение Мартиросова об этой машине. Не исключено, что она была допущена к тендеру лишь по политическим и тактическим соображениям. По слухам, DASH-8 отведена фактически та же роль: своим присутствием сбивать запросы поставщиков тех самолетов, которые реально интересуют UTair (читай -- ATR-42). Близкие к конкурсу, но пожелавшие остаться анонимными источники предсказали газете «Время новостей», что победит та из двух компаний, предложивших ATR-42, которая сумеет стать скромнее.
Михаил КУКУШКИН