|
|
N°83, 18 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рабочий треугольник
Депутаты предлагают легализовать в России аренду трудовых коллективов
Российские законодатели намерены легализовать некогда опальную систему так называемого «трудового треугольника» для частных агентств по трудоустройству -- когда рекрутер нанимает рабочую силу с целью предоставления ее в аренду третьей стороне. На состоявшихся вчера в Госдуме парламентских слушаниях депутаты выступили с воззванием к исполнительной власти разрешить в России использование заемного труда и ратифицировать 181-ю конвенцию Международной организации труда (МОТ), касающуюся правовых аспектов подобных взаимоотношений. По мнению депутатов, подобное расширение возможностей частного сектора по трудоустройству поможет решить проблемы безработицы и сделает российский рынок труда более гибким и цивилизованным.
«Практика заемного труда и так уже существует в России, -- рассказал председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. -- Лизинг пытались запрещать, однако это оказалось малоэффективным. То, что деятельность частных агентств по трудоустройству в этом направлении не была урегулирована законами, приводило только к нарушению прав трудящихся. Схему лизинга, или заемного труда, использовали для того, чтобы заплатить людям поменьше и освободиться от предусмотренных трудовым законодательством социальных гарантий». Однако сама по себе система заемного труда, по мнению депутатов, необходима не столько для защиты прав работников, сколько для формирования гибкого рынка. Она, в частности, способствует свободному перемещению рабочей силы по отраслям и территориям, позволяет в срочном порядке нанять на работу группу специалистов для выполнения тех или иных краткосрочных заданий.
Агентства по временному предоставлению рабочей силы появились впервые в США в середине 80-х годов. Они обслуживали малые предприятия, освобождая их от забот, связанных с управлением кадрами, и получая за это определенное вознаграждение. То есть если на фирме не хватало определенных специалистов, их брали в «аренду» у рекрутингового агентства на неопределенный срок. Наиболее часто подобным договором оформлялись услуги по курьерскому обслуживанию, охране, уборке помещений. А деятельность агентств сводилась фактически к субподряду. В России заемный труд также активно используется, например, при проведении строительных работ. А в качестве рабочей силы выступают зачастую трудовые мигранты.
По словам Андрея Исаева, в течение 2003 года уровень зарегистрированной безработицы повысился с 2,1 до 2,3%. Та же тенденция наблюдается и в начале 2004 года. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ как соотношение численности безработных к численной экономически активного населения, также увеличивается и превысил 8%. «Необходимо учесть реальную социально-экономическую ситуацию в стране и воспользоваться прогрессивным отечественным и зарубежным опытом в решении проблем занятости», -- считает руководитель комитета по труду. Все, что нужно России, по словам г-на Исаева, это создать правовую базу для цивилизованного применения заемного труда, которая полностью описана в конвенции МОТ. В частности, речь идет об установлении фиксированной минимальной заработной платы, максимального рабочего времени, предоставлении гарантии по социальному обеспечению и льготам, предусмотренным трудовым законодательством, соблюдении условий безопасности труда, выплат материального возмещения в случае банкротства нанимателя. Как записано в итоговом документе парламентских слушаний, для контроля над выполнением 181-й конвенции рекрутерам будет предписано «взаимодействовать с государственными службами занятости населения». С учетом требований конвенции 181 в комитете по труду Госдумы уже готовится законопроект о защите прав работников, нанимаемых частными агентствами с целью предоставления их труда третьим лицам.
Кирилл ВАСИЛЕНКО