|
|
N°82, 17 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спокойствие, только спокойствие
Украина объяснила руководству России, почему приватизация «Криворожстали» является ее внутренним делом
Шансы «Северсталь-групп» заполучить крупнейшее предприятие Украины «Криворожсталь» после субботней встречи российского и украинского премьеров не изменились. Михаил Фрадков по итогам встречи с коллегой из Киева ясно дал понять, что на политическую поддержку со стороны российского высшего руководства, на которую так рассчитывали в компании Алексея Мордашова, надеяться не стоит. Крушение надежд «Северстали» произошло и в президентской резиденции в Ново-Огареве: Владимир Путин на встрече с премьер-министром Украины Виктором Януковичем даже косвенно не затронул вопрос о приватизации «Криворожстали». В то же время Киев не скрывает, что продажа криворожского меткомбината имеет политическое значение, а потому участвовать в крупнейшей приватизационной сделке страны должны только украинские компании. Как известно, на прошлой неделе «Северсталь» сочла «дискриминационным» дополнительный пункт в условиях приватизации о необходимости производства кокса на Украине в течение трех лет в объеме не менее 1 млн тонн, так как он исключает из числа участников конкурса иностранных претендентов.
Г-н Янукович прибыл в Москву решить «накопившиеся в двусторонних отношениях проблемы», которые, по его словам, «выходят на уровень глав государств». Вопрос о приватизации «Криворожстали» (производит 7 млн тонн стали в год и занимает более 20% рынка страны), как заявил г-н Фрадков, был сочтен «техническим», следовательно, его необходимо обсуждать «на уровне хозяйствующих субъектов». При этом премьер не пояснил, что он имел в виду. Глава кабинета министров Украины в свою очередь заявил, что «проблема должна решаться в рамках украинского законодательства».
Претендент на покупку «Криворожстали», которому благоволят украинские власти, известен -- это промышленно-финансовый консорциум «Инвестиционно-металлургический союз», объединяющий предприятия группы «Интерпайп», контролируемой Виктором Пинчуком, и System Capital Management Рината Ахметова. В минувшую пятницу глава фонда госимущества Украины (ФГУ) Михаил Чечетов подтвердил то, в чем днем ранее представители компании г-на Мордашова обвиняли украинских чиновников. «При подготовке условий конкурса ФГУ ставил во главу угла национальные интересы Украины, -- заявил он. -- Мне, конечно, хотелось бы видеть победителем свою структуру». Основные цели, которые преследовали разработчики условий конкурса, по его словам, это «спокойствие в регионе после смены собственника «Криворожстали».
Впрочем, в «Северстали» указывают, что «заявление г-на Януковича о проведении аукциона в соответствии с законом» дает компании надежду на участие в нем, так как нынешние условия не отвечают как украинскому приватизационному законодательству, так и международным договорам, регулирующим инвестиционные потоки между Россией и Украиной, а также Украиной и США (в конкурсе в альянсе с Arcelor собирается участвовать Severstal North America).
Однако украинские чиновники на угрозы «Северстали» добиться корректировки условий приватизации, в том числе через международный суд, реагируют спокойно. По словам г-на Чечетова, кабинет министров вряд ли будет заниматься пересмотром условий в предвыборный год.
Эксперты полагают, что заявления по итогам переговоров премьеров двух стран -- тревожный сигнал для «Северстали», хотя и допускают, что официальные высказывания и реальная позиция власти могут расходиться. Александр Пухаев из UFG указывает, что металлургическая отрасль для Украины, как нефтяная для России, играет стратегически важную роль. Следовательно, украинские власти не хотят отдавать ее в чужие руки (в частности в российские), чтобы не допустить влияния на политику и экономику страны. Тем более что приход «Северстали» на «Криворожсталь», напоминает эксперт, по некоторым данным, расценивался именно как усиление влияния России на Украину. Впрочем, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестициями Украины Александр Рябченко полагает, что «Северсталь» все же неким образом попадет в участники конкурса, поскольку удовлетворяет одному из основных требований -- производит более 2 млн тонн в год черных металлов (а не кокса).
Дополнительные условия приватизации, составленные под конкретных покупателей, не являются прецедентом в практике украинской продажи госактивов. Так, в ноябре прошлого года глава специальной контрольной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации Валентина Семенюк обвинила ФГУ в том, что допусловия в конкурсе по приватизации Днепропетровского металлургического комбината им. Дзержинского составлены под Индустриальный союз Донбасса (входит в System Capital Management), который в итоге и стал его собственником. Однако до разбирательств дело не дошло.
Яна ВИКТОРОВА