|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Абашидзе получит свою овчарку, костюмы и галстуки
Тбилиси без устали благодарит Москву за посредничество в мирном разрешении кризиса в Аджарии. Об этом и о следующих шагах грузинского руководства собкору газеты «Время новостей» в Грузии Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказывает секретарь Совета национальной безопасности Грузии Вано МЕРАБИШВИЛИ.
-- Ваш российский коллега Игорь Иванов стал специалистом по выводу на пенсию грузинских политиков. В ноябре -- Эдуард Шеварднадзе, в этом месяце -- аджарский лидер Аслан Абашидзе. Когда вы последний раз общались с Игорем Сергеевичем?
-- Как раз вчера, по телефону. Ничего экстраординарного, обычный обмен мнениями. Коллегу интересовали вопросы по российской военной базе в Батуми. Обсудили. Про Аслана Абашидзе не говорили. Это уже не столь серьезный вопрос, чтобы секретари совбезов им занимались. Но за миссию в Аджарии Игоря Иванова можно только поблагодарить. Он сыграл не последнюю роль в том, что все завершилось мирно.
-- Будет ли Грузия преследовать Аслана Абашидзе?
-- Аслан Абашидзе -- это вчерашний день. Президент Михаил Саакашвили обещал: раз тот ушел так, что не пролилась кровь, раз уж понял, что не стоит идти против народа, то уголовное дело возбуждаться не будет. Абашидзе в Москве или Подмосковье. В Грузии у него нет серьезной поддержки. Наверное, и сам Абашидзе не сочтет возможным вернуться и участвовать в политических процессах.
-- Игорь Иванов может сыграть аналогичную роль посредника в Абхазии или Южной Осетии?
-- Мы будем рады любому участию, которое поможет без кровопролития восстановить территориальную целостность Грузии. Мы с уважением отнеслись к российской политике во время кризиса в Аджарии. Такая поддержка России способствует снижению напряженности. Мы были бы рады, если б миссия России в отношение Цхинвальского региона и Абхазии была бы такой же позитивной, как в Аджарии.
-- А силовые методы по отношению к Абхазии и Южной Осетии допускаются?
-- Мы -- государство, и любое государство готово для своего объединения применить все методы. Главные -- политические, военные -- в последнюю очередь. В Аджарии произошла демонстрация того, что политические методы могут работать эффективнее, чем силовые. Будем стараться решить проблемы политически.
-- В Аджарии действительно было много оружия?
-- Там были вертолеты, нигде не зарегистрированные, не состоявшие на вооружении нашей армии, то есть неофициальные. Сейчас эта проблема решена. Часть вертолетов передана вооруженным силам, часть -- гражданским организациям. Я не исключаю, что это оружие попадало в Чечню. Аджария была центром терроризма. Мы нашли там много оружия, в десятки раз больше, чем необходимо для людей, которых мог вооружить Аслан Абашидзе. Этим оружием можно вооружить как минимум 10 тыс. солдат. Таких ресурсов в Аджарии быть не могло. Доверие некоторых российских военных к Абашидзе, их дружеские отношения не сыграли позитивной роли в стабилизации не только в Грузии, но и на всем Кавказе. Поддержка сепаратизма в тех же Южной Осетии или Абхазии нередко оборачивается против самой России, так как это оружие попадает к террористам.
-- Легче ли теперь вести переговоры с Россией по выводу российской военной базы из Аджарии?
-- Чисто психологически -- да. Но после заявления Михаила Саакашвили о том, что Россия -- стратегический партнер, эти базы -- уже вопрос второстепенный. Хотя решение вопроса об их выводе улучшит наши отношения, повысит степень доверия между двумя государствами.
-- Сохраняется ли угроза России из грузинского Панкисского ущелья?
-- Боевики-одиночки могут быть везде. Хотя Панкисское ущелье больше не несет угрозы российскому государству. Но если российские спецслужбы располагают сведениями о такой угрозе, то мы рады сотрудничать. Наше МГБ активно работает с коллегами, мы готовы провести любые операции, содействовать российской стороне. Пограничники сотрудничают. Идет совместное патрулирование. Россия и Грузия должны видеть друг в друге соседа, настроенного на добрые отношения.
-- Это не исключает американской помощи грузинским военным?
-- США собираются вдвое увеличить грузинский контингент, который будет подготовлен американскими инструкторами. Мы были бы рады аналогичной помощи со стороны России: при подготовке персонала для обслуживания военного оборудования, при обучении кадров в российских военных вузах. Сильная Грузия -- это и на благо России. Стабильность в Грузии -- это стабильность в России.
-- Говорят, многие известные россияне имели бизнес в Аджарии, вкладывали инвестиции в автономию?
-- По-моему, это преувеличено. В Аджарии всем реально заправляли Абашидзе и его семья. К сожалению, реально туда вложено не так много средств. Абашидзе всю Аджарию считал своей собственностью.
-- 16 мая истекает ультиматум вооруженным сторонникам Абашидзе, скрывшимся в лесах...
-- Все в Грузии развивается так, как мы планируем. Если не выполнят ультиматум, то применим оружие. Аджария не такая большая территория, чтобы не прочесать за день-два.
-- Как быть с самым преданным "сторонником" Абашидзе, его кавказской овчаркой Басмачом, отказывающейся от пищи после исчезновения хозяина? Понимаю, что вопрос не по адресу, но все же...
-- Мы отправили Абашидзе его костюмы, сорочки, галстуки -- десятками. Все, чем он интересовался. Все, кстати, очень дорогое. Никто в Грузии не будет коллекционировать личные вещи Аслана Абашидзе. Не считаю, что эти вещи или те же собаки так ценны, что ему нельзя их передать. Если он захочет. (Вчера вечером Тбилиси объявил, что собаку отправят в Москву, к Абашидзе. -- Ред.)
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ