|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полный тупик
Устроители «Арх-Москвы» всерьез поверили в смерть русской архитектуры
Ослепление любимой мыслью -- таков диагноз девятому фестивалю архитектуры и дизайна «Арх-Москва». Сперва куратор российского павильона Венецианской биеннале Евгений Асс, затем его сын, куратор некоммерческого проекта «Арх-Москвы» Кирилл Асс констатировали кончину архитектуры российской. По такому случаю Евгений Асс решил выставить на Венецианской биеннале не архитектурные проекты, а живых студентов, на глазах зрителей обучающихся у западноевропейских мэтров. По той же причине Асс-младший, а также Борис Бернаскони совместно с директором Музея архитектуры Давидом Саркисяном экспонатом своего раздела «Арх-Москвы» сделали надгробные плиты с фотографиями и эпитафиями трем уничтоженным в столице памятникам: Манежу, «Военторгу» и гостинице «Москва». Символом фестиваля стал дорожный знак «тупик»: буква «т» на синем фоне, вертикальная палочка -- белая, горизонтальная -- красная.
Пессимизм организаторов фестиваля вытравил все то, чем славилась «Арх-Москва» раньше: профессионализм подготовки, изобретательность, точную артикуляцию идей. Архитектура преставилась, и мы опустили руки... По сравнению с прошлым годом нынешняя «Арх-Москва» -- несколько шагов назад. Пространство никак не выстроено. Коммерческие и некоммерческие проекты слиплись в какую-то невкусную кашу. Давись, да и только. Почти вся коммерческая часть один в один напоминает кондовые выставки светильников, холодильников, зубоврачебного оборудования в Сокольниках и на Красной Пресне.
Главный раздел некоммерческих проектов -- составленный из работ заслуженных и именитых отечественных мастеров «Арх-Каталог» -- является наглядной иллюстрацией тезиса модераторов выставки: «Новое слово никем не сказано, и не видно, чтобы кто-нибудь тянул руку». В основном представлены проекты или давние (Александр Бродский. Павильон для водочных церемоний на «Арт-Клязьме»), или «секонд-хендовские», откровенно подражательные. Один из тех, что относятся к последней категории, принадлежит сокуратору «Арх-Москвы» Борису Бернаскони, чье «здание-матрешка как форма национальной идеи» маловразумительно пародирует выставленный в период последней Венецианской биеннале проект башни Swiss Re, придуманной для Лондона сэром Норманом Фостером. Отобранные в ходе конкурса на представление России в Венеции студенческие работы во многих случаях интереснее и по крайней мере остроумнее работ «Арх-Каталога».
Возможно, российские мэтры просто не считают «Арх-Москву» серьезным и статусным смотром? Забавно хотя бы потому, что в этом году специально на фестиваль прибыли с лекциями и выставками те, чьи имена на слуху не только в пределах Садового кольца: Фуксас, Чуми, Эгераат, Соттсасс... Они нас воспринимают серьезно, а мы себя нет. Опять загадочная душа в своем репертуаре...
В первый день фестиваля самым ярким событием стала лекция патриарха европейского дизайна, руководителя бюро «Мемфис» итальянца Этторе Соттсасса. С юношеским вдохновением восьмидесятилетний старец рассказывал о метафизической сущности своего стиля, об антибуржуазном и антииндустриальном качестве своих работ. Многие из его объектов (от книжных полок до загородных вилл) построены по принципу «диагональной симметрии» и очень напоминают комбинацию стимулирующих творческое воображение разноцветных брусочков детского конструктора. Драйв искренний и простодушный. Такой же, как признание Соттсасса в том, что в бурные шестидесятые на галлюциногенное восприятие им пространства повлияло курение так называемых «специальных сигарет». В отчете о прошлой Венецианской арх-биеннале наша газета писала, что единственным проектом для России была представленная мастерской Соттсасса фабрика кухонь в Москве. Сегодня строительство продолжается. Так что выход из тупика архитектуры в России ищут. Но не соотечественники....
Сергей ХАЧАТУРОВ