|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О природе смешного
Бобби Макферрин и вечер юмора в Зале Чайковского
Великий американский хореограф русского происхождения Джордж Баланчин на вопрос «Как вы творите?» бесстрастно отвечал: «Творил Господь Бог. А мы народ развлекаем». Такие слова вполне мог бы сказать и Бобби Макферрин, человек религиозный, интровертный и при этом достаточно юморной. Серьезный и редкий талант, что выражается в веселом шоу, -- вот суть творчества Макферрина. Во всяком случае это увидели Москва и Питер.
Конечно, кого-то может шокировать смесь «цирка» и «искусства». Вернее, того, что обыватель вкладывает в эти понятия. Хотя искусству ничто не мешает быть смешным. Достаточно вспомнить Чарли Чаплина, Ильфа и Петрова, Милана Кундеру, Михаила Жванецкого (ряд можно продолжить). Очередное убедительное доказательство -- прошедший в Зале Чайковского концерт Бобби Макферрина, на который публика подчас не знала, как реагировать. В сильно затененном зале с непривычными цветными прожекторами певец начал выступление, как и было обещано, с полнейшей импровизации -- нечто псевдоафриканское. Зал притих. Минут через пять кто-то захихикал. Макферрин поймал реакцию, и понеслось: пародии на оперу, пародии на Африку, пародии на джаз, пародии на шум окружающей действительности... Перепрыгивания из регистра в регистр, из голоса в голос. И все идеально -- фрагменты, отрывки и обрывки собраны в ладно пригнанный коллаж. Как хороший диджейский сет, только силами одного человека. Из технических ухищрений -- скромная, почти незаметная реверберация в динамиках. Остальное -- обаяние артиста, его способность не только общаться с залом, но и петь вместе со зрителями. (Зал, поющий на три партии «Болеро» Равеля, -- это смертельный номер.)
С Макферрином выступили профессиональные российские музыканты. «Джем» с пианистом Андреем Кондаковым, группой «Терем-квартет» и певицей Викторией Войтенковой получился весьма неожиданными. С отменным джазменом Кондаковым Бобби исполнил две пьесы. Первую -- импровизированную, вторую -- «стандарт», «Осенние листья» Джозефа Космы. Музыканты, конечно, заимпровизировали ее до смерти -- это был один из самых проникновенных моментов шоу. Другой сильный эпизод -- «Аве Мария» (Бах--Гуно), где Войтенкова пела, а Бобби изображал инструментальное сопровождение, почти такое же, как на его пластинке Hush (правда, на этом альбоме вместо вокала была виолончель Йо Йо Ма). С «Терем-квартетом», где собрались лихие эксцентрики, получился веселый мегамикс из всемирно известных фольклорных мелодий -- от Happy Birthday до «Цыганочки». Хотя Макферрин клялся и божился, что никаких рок-песен исполнять не будет, тем не менее он все же выдал битловскую Black Bird. Заготовлено было лишь несколько композиций -- царила в зале спонтанность.
Приезжавший под праздники Джон Зорн показал, что авангард может быть страстным, внятным и доступным. Макферрин продемонстрировал, как из «веселухи» получается искусство. Если бы такие «открытия» совершались у нас каждый день. И лет двадцать назад...
Александр БЕЛЯЕВ