|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейская конституция -- только повод
Николя Саркози хочет стать президентом Франции
Президент Жак Ширак в эти дни с тревогой наблюдает за эскападами министра экономики и финансов Николя Саркози. За последнюю неделю тот предпринял сразу две акции, насторожившие обитателей Елисейского дворца. Сначала 49-летний месье Саркози в присутствии 350 представителей крупнейших французских и мировых изданий иронично прошелся по политике Жака Ширака. А в воскресенье, выступая на заседании национального совета правящей партии "Союз за президентское большинство", энергичный министр предложил провести общенациональный референдум по поводу принятия европейской конституции. Казалось бы, вполне разумная инициатива. Но Жак Ширак, один из яростных защитников идеи евроконституции, уже обещал, что ее непременно примут во время его президентской избирательной кампании. Выходит, его слова теперь ничего не стоят?
Месье Саркози раздражает французскую политическую элиту. Он слишком непредсказуем, амбициозен и откровенно жаждет власти. Сын венгерских иммигрантов еврейского происхождения Николя Саркози сделал блестящую карьеру. Юрист по образованию, он в 21 год уже стал муниципальным советником престижного буржуазного города Нейи под Парижем и членом центрального комитета неоголлистской партии. В 28 лет его избрали мэром, а в 33 года -- депутатом Национального собрания. Не раз он был и министром. С самого начала этот невысокий человек с темными живыми глазами зарекомендовал себя как политик, который не боится вызывать огонь на себя. Будучи в предыдущем правительстве Жан-Пьера Раффарена министром внутренних дел, месье Саркози не только немало способствовал большей безопасности французов, но и завоевал авторитет среди полицейских и жандармов. Острый на язык, с крепким рукопожатием и широкой улыбкой, он, по мнению большинства его соотечественников, был хорошим мэром и стал неплохим министром. Николя Саркози не скрывает и президентских амбиций.
Бернадет Ширак, супруга хозяина Елисейского дворца, оказывающая огромное влияние на политику президента, по слухам, твердо сказала мужу: "Твоим преемником может быть кто угодно, только не Саркози!" Злые языки утверждают, что когда-то мадам Ширак видела в молодом адвокате своего зятя. Сарко, как называют французы Саркози, был бойфрендом Клод Ширак, дочери президента, но решительно отказался от родства с "первой фамилией" и удачно женился на коллеге-юристе (кстати, французские журналисты отмечают, что супруга Саркози командует им и его окружением еще строже, чем г-жа Ширак, приезжающая, кстати, сегодня в Москву, своим мужем).
Президенту, надо признать, сейчас не позавидуешь. Если правые проиграют приближающиеся июньские выборы в Европарламент, то под угрозой окажется их будущая президентская кампания. Николя Саркози прекрасно понимает, что Жак Ширак даже в партии "президентского большинства" остался сегодня в меньшинстве. Поэтому Сарко смело заявляет: "Каждый в нашей республике имеет право говорить свободно. Даже министр. Разве не так?"
Петр РОЗВАРИН, Париж