|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старый снаряд
Готовить покушение на Ахмата Кадырова боевики начали больше года назад
К исходу третьих суток авральной работы следователи и оперативники всех съехавшихся в Грозный российских спецслужб, похоже, так и не смогли выйти на след террористов, сумевших утром 9 мая всего одной лишь бомбой почти полностью обезглавить руководство Чечни. Ко вчерашнему вечеру у них не появилось ни одного нового подозреваемого в причастности к теракту на стадионе «Динамо», в результате которого погибли президент Чечни Ахмат Кадыров, председатель Госсовета республики Хусейн Иасев и был тяжело ранен командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов. А все задержанные в первый же день после трагедии, как вчера официально подтвердили в прокуратуре, почти сразу были отпущены, поскольку, как выяснилось, просто попались под горячую руку. Более того, вчера, судя по заявлению находившегося в Грозном замгенпрокурора Сергея Фридинского, по-прежнему оставалось неясным, когда же и как точно готовился сам взрыв. Следователи продолжали проверять все возможные версии, а на самом взорванном стадионе все еще работали, собирая улики, бригады экспертов ФСБ и МВД.
По окончательным данным властей Чечни, всего в результате взрыва на стадионе «Динамо» погибли семь человек и 63 были ранены. Из пострадавших, правда, большинство после оказания первой помощи были отпущены по домам, и вчера в больницах оставались 14 человек, состояние трех из которых врачи оценивали как тяжелое. Среди них генерал-полковник Валерий Баранов, которому врачам пришлось ампутировать ногу. Как сообщили вчера в Главном штабе внутренних войск МВД, за последние сутки состояние его несколько стабилизировалось, но остается по-прежнему тяжелым. Генерал Баранов был сразу после теракта доставлен в военный госпиталь в Моздоке, и сегодня, как предполагается, он на спецсамолете Минобороны -- летающем госпитале «Скальпель» -- может быть переправлен в Ростов-на-Дону или Москву.
Собственно о ходе расследования дела вчера в спецслужбах вообще ничего не сообщали -- ни по поводу поиска террористов, ни о результатах осмотра места трагедии. При этом официальные представители «органов» свое молчание объясняли тайной следствия, хотя, судя по неофициальным данным, у следствия на самом деле не было никакой принципиально новой информации.
Изначально же было известно, что под VIP-трибуной в 10.32 сработала самодельная бомба, изготовленная из 122-мм артиллерийского снаряда. Она была вмурована в бетонную конструкцию трибуны. На месте взрыва также был найден еще один такой же снаряд, который, как полагают оперативники, также являлся частью мины, но по каким-то причинам не сдетонировал. Находилась бомба почти точно под креслом, на котором сидел Ахмат Кадыров. На соседней трибуне брошенной на полу была найдена еще одна мина, сделанная из пластиковой бутылки, начиненной пластидом и снабженной взрывателем на базе электронных часов. Таймер будто бы был выставлен на 10.50.
Поскольку бомба находилась именно под креслом президента Чечни, сразу, естественно, появилась версия, что не обошлось без предательства со стороны кого-то из охраны г-на Кадырова (возглавляет службу безопасности президента, как известно, его сын Рамзан Кадыров). Однако вчера, после выяснения обстоятельств того трагического дня, спецслужбы больше склонялись к тому, что на самом деле террористам в данном случае просто очень повезло. Возглавляющий следственную группу замгенпрокурора Сергей Фридинский вчера заявил: «К теракту готовились независимо от того, кто был на трибуне. И мы представляем себе, что в любом случае рано или поздно этот взрыв состоялся бы, потому что взрывное устройство, как показывают первые данные, было заложено задолго до приближения мероприятий, касающихся Дня Победы. И просто совпали события и присутствие должностных лиц на трибуне с тем, что представилась возможность их подорвать».
Этот вывод, судя по всему, следствие сделало на простом логическом сопоставлении рабочего графика самого Ахмата Кадырова и ситуации на стадионе, предшествовавшей трагедии. Как выяснилось, президент Чечни на стадионе «Динамо», где утром 9 мая был организован праздничный концерт, оказался в определенной мере случайно. По словам его соратников, специально туда ехать он не собирался. В тот день в республике праздничные мероприятия проводились во многих других местах. К примеру, в аэропорту Северном должен был состоятся «главный» по местным масштабам военный парад, и г-н Кадыров планировал обязательно быть именно там. Кроме того, утром 9 мая его возможного появления ожидали у здания республиканского УФСБ на церемонии открытия памятной доски погибшим разведчикам, в комендатуре -- на награждении ветеранов войны и в Гудермесе -- на спортивном празднике. То же, что президент вместе с главой Госсовета и командующим ОГВ приехал на «Динамо», было просто стечением обстоятельств. Соответственно, террористы никак не могли готовиться взрывать именно г-на Кадырова на «Динамо». Кроме того, эксперты точно еще не выяснили, когда же собственно была заминирована злополучная трибуна стадиона. После очередного «дополнительного» ремонта «Динамо» был открыт 8 мая. Поначалу появилась информация, что именно во время строительных работ бомба и была заложена. Были названы даже подозреваемые -- сотрудники одного из районных управлений коммунального хозяйства Грозного, которые проводили последний ремонт. Однако вчера и эта версия хоть и проверялась, но считалась уже не самой главной, поскольку эксперты и сыщики склонялись к тому, что бомба там была заложена намного раньше. Не исключено, что несколько месяцев, а то и больше года назад.
Стоит отметить, что похожий, но неудачный теракт на этом же стадионе «Динамо» был совершен боевиками 9 мая 2003 года. Тогда там тоже были запланированы парад и концерт. И на него тоже ждали г-на Кадырова и тогдашнего премьера республики Анатолия Попова. Мероприятие было запланировано на 11 часов утра, но в 10.20 у главного входа на стадион, когда зрители еще не прибыли, произошел мощный взрыв. Тогда были ранены только три милиционера. Эксперты же установили, что в бетонный забор стадиона, как и сейчас, был так же вмурован фугас и так же на базе артиллерийского снаряда. Тогда оперативники предположили, что бомба сработала раньше времени из-за неисправности. Не исключался вариант и того, что мина в заборе была снабжена радиоуправляемым взрывателем и сдетонировала из-за включения спецслужбами комплекса инициализации подрыва -- специальной радиоаппаратуры, которая вызывает самопроизвольный взрыв радиоуправляемых мин в определенном районе. Исходя из этого, вполне можно предположить, что мины в заборе и под трибунами были заложены одновременно. Но поскольку год назад концерт был отменен, тогда боевики оставшиеся заряды оставили «на потом». И такой случай представился боевикам год спустя. При этом, как уже заявили эксперты, найти старые снаряды в конструкции трибун было очень сложно. Внешне их никак не было видно, а миноискатели, учитывая, что трибуны сделаны из железобетона -- с арматурой и массой металлических крепежей, найти их не могли. Правда, как приводилась в действие мина под трибуной -- с помощью проводов или таймером, толком еще не установлено. В любом случае взрывотехники сразу заявили, что кто-то из террористов был непосредственно на стадионе. Найденная после трагедии на одной из трибун бутылка со взрывчаткой, по словам саперов, была абсолютно чистой, хотя после взрыва на VIP-трибуне все вокруг было покрыто толстым слоем пыли.
Алексей ГРИШИН