|
|
N°78, 07 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Вуйтек: В России разучились бороться
Пан Вуйтек и у себя дома, в Остраве, так же популярен, как в России. По крайней мере во время матчей, проходивших на местной «Чез-Арене», зрители ему не давали проходу. Окружали, интересовались делами, вопросы различные задавали. Больше всего болельщиков волновало мнение Вуйтека по поводу провала сборной России. А он и сам удивляется, пожимает плечами -- я, мол, такого не ожидал. Тем не менее определенные размышления на сей счет у двукратного чемпиона России Владимира ВУЙТЕКА накопились, и он любезно поделился ими с корреспондентом газеты «Время новостей».
-- Тяжело говорить о том, что же произошло с вашей командой. Для того чтобы все понять, нужно изнутри наблюдать за происходящим, а у меня такой возможности не было. И все же мне показалось, что сборная России не боролась так, как надо бороться на чемпионатах мира. Временами ей и не везло: в матчах со словаками и американцами судьи засчитали две шайбы, заброшенные россиянам с нарушением правил. Но все же дело не в этом. У России на этом чемпионате не было команды -- единой, могучей, сплоченной. Игроки, сильные индивидуально, были -- а команды не было. Отсюда и такой результат.
-- Для вас стало неожиданностью фиаско такого прославленного тренера, как Виктор Тихонов?
-- Конечно. Я вообще ожидал от сборной России гораздо большего. Думал, что эта команда будет бороться за медали. Вышло все иначе.
-- На этом чемпионате российская сборная в основном была составлена из тех, кто выступает во внутреннем чемпионате. Между тем первенство наше в Европе считается сильнейшим.
-- Ну, это уже вопрос спорный. Года два назад я тоже был уверен, что российская лига -- лучшая в Старом Свете. Но сейчас мое мнение изменилось. Думаю, что игроки, выступающие в России, привыкли к тем поистине сказочным условиям, которые им предлагают в командах, и стали воспринимать это как должное. Помню, когда я три года назад приехал в Россию, первое, на что обратил внимание, -- фантастическая, невероятная жажда борьбы, которой отличались многие команды, многие хоккеисты. А сейчас все это куда-то исчезло, испарилось.
-- А вообще за эти три года хоккей в России сильно изменился?
-- Если и изменился, то совсем немного. Отрадно, что домой из НХЛ стали возвращаться известные мастера. У кого-то из них за океаном не заладилось, но есть среди вернувшихся и те, кто многого в НХЛ добился, например Твердовский, Юшкевич. Вместе с тем я не могу сказать, что вот они пришли -- и сразу усилили российский чемпионат. Нет, сложившихся тенденций это не изменило. Повторяю еще раз: самоотдачи в матчах суперлиги стало на порядок меньше. А это накладывает свой отпечаток и на выступления сборной.
-- Что же тогда делать? Как нашему чемпионату возвращать себе статус ведущего в Европе?
-- Очень сложный вопрос. Можно, конечно, как это у вас в России говорят, и кнут использовать для убеждения, но это ведь в наше время не помогает. Я, если честно, из этой ситуации не могу пока найти выхода. Наверное, каждый из хоккеистов должен задуматься о своем отношении к делу. А особенно -- лидеры, ведущие игроки чемпионата. Ведь самые лучшие условия, самые большие контракты именно у них. Они должны служить примером для подражания. Но далеко не все из них отдают себе в этом отчет. Некоторые, бывает, совсем не тренируются летом, чемпионат начинают далекими от своего лучшего состояния. При этом они знают, что в составе будут всегда: ведь у них большие контракты, а значит, играть они должны постоянно. Но в хоккей невозможно играть, не отдавая ему всего себя без остатка. Рано или поздно это сказывается.
-- С игроками все ясно. А с тренерами? Насколько отражается на них эта система?
-- Если это и происходит, то в очень незначительной степени. Здесь ведь своя специфика. В своей работе тренер по определению всегда должен стремиться к тому, чтобы добиться наилучшего результата. Иначе нельзя -- тогда запросто могут уволить. Но все люди порой совершают ошибки. Вот и тренерам не всегда удается сделать то, что они хотят.
-- Вам интересно сейчас работать в России?
-- Да, очень. Я провел два прекрасных года в Ярославле, выиграл два чемпионских титула. Мне очень нравилось в «Локомотиве», там получилась действительно сильная команда. Вообще те два сезона стали лучшими в моей тренерской карьере.
-- А как вам сейчас в Казани работается? В Татарстане ведь очень любят хоккей -- наверняка большое давление в связи с этим испытываете.
-- Не сказал бы, в «Локомотиве» временами и побольше было. С другой стороны, в Ярославле у меня была великолепная команда -- дружная, единая, всегда голодная до побед, постоянно желавшая работать и добиваться успехов. Все равно что семья. А вот в «Ак Барсе» так было не всегда.
-- Как собирается «Ак Барс» укреплять свои ряды перед следующим сезоном?
-- Думаю, иностранный легион у нас будет сильнее, чем в прошлом году. Мы уже подписали Ярослава Глинку, заключили контракт с Томашем Власаком. Есть еще несколько игроков, которыми мы интересуемся. Но пока с ними только ведутся переговоры, контракты еще не подписаны.
-- Проясните все-таки вашу позицию в отношении так называемого «дела Зиновьева». Вроде бы сначала вы утверждали, что категорически против дальнейших выступлений Сергея за «Ак Барс». Потом сделали прямо противоположное заявление.
-- Никогда я не говорил того, будто Сергей больше не будет играть в «Ак Барсе». Да и не мог я такого сказать, не узнав все подробности и обстоятельства этой истории. А с ними я до сих пор еще не знаком. Но в любом случае расставаться с игроком из-за какой-то там раскуренной марихуаны, которая и допингом-то по большому счету не является, было бы неправильно. Как бы то ни было, мы с Сергеем обязательно должны поговорить, я должен из первых уст узнать, как же все так получилось. Пока мы с Зиновьевым не общались, да и руководители клуба никак не могут с ним связаться.
-- За разговорами о российском хоккее мы о мировом первенстве как-то совсем забыли. Кто, на ваш взгляд, станет чемпионом?
-- Еще несколько дней назад я думал, что Чехия. Ведь такой мощной и грозной по именам команды у нас на чемпионатах мира еще не было. Но в четвертьфинале она неожиданно уступила американцам. Наверное, здесь сказалось то, что на первом этапе у Чехии были далеко не самые сильные соперники. А так мне очень нравится команда Словакии. Кстати, с главным тренером этой сборной Франтишеком Хоссой мы очень хорошо знакомы -- в свое время мы играли вместе не просто в одной команде, в одном звене. Целых два года. Увижу его -- обязательно пожелаю удачи.
Чемпионат мира. Четвертьфинал. Швеция -- Латвия -- 4:1, Чехия -- США -- 2:2 (0:1 -- по буллитам).
Николай САПРИН, Прага