|
|
N°77, 06 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Розы на экспорт
Аслану Абашидзе предложено разделить судьбу Шеварднадзе
Эпоха имени Абашидзе в Аджарии, продолжавшаяся с 1991 года, подошла к концу. Остается только поставить финальную точку: добиться добровольной отставки главы 400-тысячной автономии 65-летнего Аслана Абашидзе. Экспорт тбилисской «революции роз» на территорию автономии можно считать состоявшимся. Это стало очевидным после заявления президента Грузии Михаила Саакашвили о введении в Аджарии прямого президентского правления -- «в переходный период до проведения в автономной республике выборов». Таким образом, в Тбилиси решили опередить события и отказать г-ну Абашидзе в праве даже формально руководить своей республикой. И мало что меняет в создавшейся ситуации даже то, что сам лидер автономии заявил, что добровольно со своего поста не уйдет. Эти слова г-н Абашидзе произнес вчера вечером, готовясь встретить срочно прибывшего в Батуми секретаря российского Совбеза Игоря Иванова. Решение о визите г-на Иванова в Грузию было принято в тот же день президентом Путиным по просьбе Михаила Саакашвили. Грузинский президент дважды вчера по своей инициативе общался с Путиным по телефону.
Аслан Абашидзе сказал, что он «готов всю ночь» искать с г-ном Ивановым выход из создавшегося положения, которое создано «не по его вине». Как заметил корреспонденту газеты «Время новостей» один из близких соратников аджарского лидера, «Абашидзе -- не Шеварднадзе, он скорее пустит себе пулю в лоб, чем уйдет в отставку по требованию толпы».
Вчера Михаил Саакашвили сделал, кажется, последний демарш, подталкивая непокорного аджарского визави к этому решению. Он пообещал ему и его близким гарантии полной безопасности на территории Грузии или возможность выехать в любую страну, если он «без всяких эксцессов добровольно уйдет в отставку». Под «другой страной» в Тбилиси недвусмысленно имеют в виду Россию. Об этом заявил вчера госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, ссылаясь на слова Михаила Саакашвили, который якобы обсуждал такую возможность в телефонном разговоре с Владимиром Путиным. В российском МИДе, однако, это сообщение опровергли. Но, так или иначе, эта тема неизбежно станет одной из основных в «ночных переговорах» г-на Абашидзе и Игоря Иванова. Что выберет Аслан Абашидзе? Позволят ли ему новые власти Грузии писать мемуары, как это делает свергнутый в ноябре Эдуард Шеварднадзе? Генпрокурор Ираклий Окруашвили допускает и такой вариант. В ином случае, по его словам, г-н Абашидзе или будет вынужден скрываться за пределами Грузии, или разделит участь румынского диктатора Николае Чаушеску, расстрелянного во время революции с супругой Еленой 25 декабря 1989 года.
Сам же аджарский лидер, все последнее время говоривший о возможности вторжения в автономию, 2 мая, во время крупномасштабных маневров Вооруженных сил Грузии в соседнем Поти, принял решение взорвать мосты, ведущие в Аджарию. После этого Михаил Саакашвили выдвинул ультиматум, предложив лидеру Аджарии до 12 мая разоружить подчиняющиеся ему формирования и вернуться в конституционное поле Грузии.
Не дожидаясь истечения этого срока, оппозиция в Аджарии начала проводить митинги. Сначала Аслан Абашидзе сравнивал ее активизацию с «пивной пеной», которая обязательно спадет. Но, видимо, глава Аджарии уже неадекватно оценивал ситуацию. Примечательная в этой связи деталь: пока другие телекомпании в прямом эфире транслируют кадры митинга и ситуацию на реке Чолоки, отделяющей Аджарию от остальной Грузии, по аджарскому телеканалу показывают мультфильм «38 попугаев»...
На сторону митингующих, активно поддерживаемых официальными лицами в Тбилиси, начинает переходить студенчество, интеллигенция и, наконец, представители правоохранительных органов, на которых так рассчитывал аджарский лидер. Аджарские студентки раздают розы. На митинге начинают сжигать портреты Аслана Абашидзе, на которых написано «Саддам».
В среду на Чолоки по разные берега, на останках взорванного моста, стояли абашидзевские спецназовцы и оппозиционеры, прибывшие из Тбилиси. «Сулико, Сулико! Миндиа! - кричали оппозиционеры, завидев знакомых из числа спецназовцев. - Мы же все братья-грузины! Будем вместе!». Спецназовцы, пока еще верные главе автономии, стреляли из автоматов в воздух.
Вчера днем к Чолоки в сопровожении нескольких министров прибыл грузинский премьер Зураб Жвания. Командированный Асланом Абашидзе на переговоры с ним министр МВД автономии Джемал Гогитидзе отказался встречаться с премьером на грузинском берегу Чолоки. Г-на Жвания это не остановило и он переправился на аджарский берег. Результат переговоров его полностью удовлетворил. «Аджария полностью входит в конституционное пространство Грузии», заявил Зураб Жвания. Джемал Гогитидзе фактически подтвердил этот вывод, отставка Аслана Абашидзе «зависит только от его решения», сказал глава МВД Аджарии. «Аслан Абашидзе считает последние часы, это уже решенный вопрос», - это заявление сделал секретарь совбеза Грузии Вано Мерабишвили.
Однако в Тбилиси опасаются неожиданных действий агонизирующего в Батуми режима. Министр обороны Грузии Гела Бежуашвили заявил, что отряд быстрого реагирования, подчиняющийся Аслану Абашидзе, заминировал нефтяной терминал батумского порта. «В случае взрыва порта Аджарию может постигнуть катастрофа», - сказал министр. По его словам, возможны провокации против военнослужащих 12-й российской военной базы в Аджарии. Источник «ВН», близкий к командованию Группы российских войск в Закавказье, сказал, что «на базе в Батуми - как на пороховой бочке. Военные соблюдают нейтралитет, но мало ли, появятся горячие головы, которые попытаются захватить вооружение».
Тем не менее, президент Грузии, видимо, надеется на благоприятное развитие событий. Вчера вечером он собирался прибыть в Батуми. «Мы уникальная нация, - сказал Саакашвили. - Две бескровные революции за полгода». Министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили сегодня прилетает в Москву. Таким образом, Тбилиси демонстрирует то значение, которое Грузия придает отношениям с Россией и ее миротворческим усилиям в аджарском противостоянии. Никто же не хочет, чтобы г-н Абашидзе, действительно, пустил себе пулю в лоб.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ