|
|
N°75, 29 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турецкий степ
Дни культуры Турции в России откроются «Огнями Анатолии»
Через три недели в гости к Москве приедет Турция -- с президентским симфоническим оркестром, драматическим театром и театром теней, с крутящимися дервишами в юбках и солистами национальной оперы, со своими диджеями, сладкоголосым Тарканом и победительницей «Евровидения-2003» Сертаб Эренер. Начнутся Дни культуры Турции в России. В программе этого фестиваля еще фотовыставка, показ мод и гастроль знаменитых поваров -- но первым будет шоу "Огни Анатолии" в Кремлевском дворце (его приезду способствуют "Рамстор" и "Росинтерфест"). Спектакль стамбульской труппы под руководством Мустафы Эрдогана выбран неслучайно: идея фестиваля -- представить все многообразие культуры Турции, а в "Огнях" смешаны, взбиты, выложены на блюдечке самые разные танцевальные традиции региона. От самых древних, родных этой местности, говорившей с греческими богами, до самых новых, принесенных западным ветром. Турецкое министерство культуры и туризма и Topkapi Palace Hotel пригласили российских журналистов заранее взглянуть на то, что же Турция будет показывать в Кремле.
Труппа "Огней Анатолии" -- это девяносто танцовщиков, собранных Мустафой Эрдоганом в 1997 году. Эрдоган, изучавший в местном университете философию и менеджмент, но гораздо больше времени проводивший в фольклорном ансамбле, чем в аудиториях, с детства выбрал себе в кумиры Игоря Моисеева. От кумиров, как известно, каждый берет что ему ближе, и Эрдоган взял построение танцев в сюиту, свободу в использовании фольклорного наследия (не секрет, что Моисеев придумал множество национальных хореографий) и идею собственной школы для подготовки артистов к работе (как и наш мэтр, Эрдоган предпочитает готовить людей сам -- правда, не располагает такими возможностями, чтобы набирать совсем юных учеников). После того как первое поставленное им шоу, "Султаны танца", объехало мир, Эрдоган три года назад взялся ставить следующее -- вот эти "Огни Анатолии", что приедут в Кремль. (Сейчас спектакль заканчивает мировое турне -- в следующем сезоне выйдет новый, "Троя"). За благословением хореограф тогда приехал к Моисееву -- и желаемое благословение получил.
Неизвестно, соберется ли наш мэтр взглянуть на творение поклонника, но если соберется, то сильно удивится. Прежде всего темпу представления. Нет, в моисеевском ансамбле с темпом движения нет проблем, но в нем принято разворачивать каждый фрагмент, давать зрителю вглядеться в каждый танец. Для спектакля же Эрдогана уместнее всего словосочетание "клиповый монтаж" -- не успеваешь ахнуть при виде парня, семенящего в мягких сапогах на самых кончиках пальцев, как его уже нет, на сцене другой молодой человек вертит на шее здоровенный барабан (удерживающая его лента закрывает кадык, шея колышется, и барабанище летает вокруг хрупкого человечка как планета вокруг маленькой луны). Эрдоган, задумав не просто перебрать танцы родного региона, но сотворить спектакль-мост между Западом и Востоком (в финале на круглом экране, что является единственной декорацией спектакля, многозначительно покажут знаменитый мост над Босфором), крошит кусочки танцев в общий текст, и узнаешь то болгарские, то греческие фрагменты. А то и вовсе вдруг проявится классический танец (краткий дуэт Прометея и воплощенного Добра; оно -- Добро -- на пуантах). В основу же спектакля Эрдоган кладет... степ.
Конечно же, имя Майкла Флэтли и его знаменитое шоу "Короли танца" всплывает в памяти моментально. Сюжет "Огней Анатолии" довольно прост (хотя и приправлен разнообразными мифами -- о Прометее, например, или о ящике Пандоры). На сцене встречаются в бою армии Добра и Зла. (Те молодые люди, что в белых рубашках и бирюзовых жилетках, -- они добрые, те, что в черном с блестками, -- злые). И когорты Добра, и когорты Зла шикарно вбивают каблуки в пол -- все это весьма похоже на то, что было в шоу Флэтли (да и класс исполнения ничуть не меньший). Зло, естественно, в финале первого акта побеждает, но во втором... о, вот тут все немного сложнее.
В "кельтском" (на деле -- американском) шоу Флэтли Добро и Зло четко разведены, в Зле нет ничего человеческого, темная армия вышагивает как угрожающий механизм, и в финале темные, несомненно, должны быть побеждены, в том числе силой магии. В средиземноморском спектакле Эрдогана есть все -- и противостояние, и натуральные сражения, и плач девиц над погибшими воинами. Нет только одного -- обесчеловечивания врага. Темные -- тоже люди (победив в 1-м акте, садятся расслабленно и смотрят, как девицы танцуют для них стилизованный танец живота, эффектно, надо сказать, танцуют). И главная задача сил Добра -- не уничтожить противника, но установить мир, а это разные задачи.
Вот и получается: на глазах у изумленной публики после четко выстроенного сражения (белые взяли темных в кольцо и весьма впечатляюще расшвыряли) предводители двух групп подают друг другу руки. (На экране -- какой-то древний барельеф, там тоже рукопожатие). Толстый мальчик с большим барабаном задает возникающему празднику сложный, изысканный и веселый ритм. Мир и благоденствие.
Анна ГОРДЕЕВА