|
|
N°70, 22 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Байкальский «Як»
«Иркут» присоединил конструкторское бюро
Корпорация «Иркут» объявила вчера о завершении покупки ОАО "ОКБ им. Яковлева". На исполнение беспрецедентной в российском ВПК сделки ушел год. Согласно заявлениям представителей обоих предприятий, они достигли принципиального соглашения о необходимости слияния весной 2003 года. Публично о своих намерениях они впервые объявили в августе того же года на московском авиасалоне МАКС. Схема объединения тогда еще, очевидно, не была согласована. И президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров, и генеральный директор ОКБ им. Яковлева Олег Демченко в интервью газете «Время новостей» предпочли обойти вопрос о распределении долей в капитале будущей совместной фирмы. Вчера было объявлено, что «Иркут» приобрел 75,46% акций ОКБ им. Яковлева, и регистрация этих ценных бумаг на корпорацию уже завершена.
Чтобы собрать средства на оплату акций «Яковлева», «Иркут» первым из предприятий отечественной оборонки провел первичное размещение своих собственных акций на российском фондовом рынке. Размещение 23,3% акций «Иркута» принесло корпорации 127 млн долл. «Источник, близкий к сделке» сообщил Интерфаксу, что на приобретение «Яковлева» будет израсходовано «более 50 млн долл.». Остальное (то есть значительно больше половины средств, вырученных «Иркутом» в результате операции на фондовом рынке), очевидно, пойдет на финансирование текущих проектов корпорации.
С технологической точки зрения, присоединение столичного конструкторского бюро качественно увеличивает научно-технический потенциал восточносибирской фирмы, образованной в 2002 году на базе «Иркутского авиационного производственного объединения» (ИАПО) -- серийного завода со значительными экспортными контрактами, но без собственной конструкторской базы. Теперь этот пробел устранен.
«Приобретение ОКБ им. Яковлева является логичным шагом в рамках реализации стратегии «Иркута» по построению вертикально интегрированного холдинга, способного обеспечить полный цикл разработки, производства и обслуживания авиационной техники как гражданского, так и военного назначения», -- заявил г-н Федоров через пресс-службу корпорации.
Вместе с «Яковлевым» «Иркут» получает несколько новых для себя проектов. Наиболее продвинутым из них является реактивный тренировочный самолет Як-130, который ОКБ им. Яковлева разрабатывает в двух версиях: с иностранным двигателем -- на экспорт и с отечественным -- для нужд российских вооруженных сил. Частью договоренности о слиянии «Иркута» и «Яковлева» было обещание сибирских авиастроителей финансировать завершение работ по Як-130. «Я уверен, что вхождение ОКБ им. Яковлева в «Иркут», а также реализация проекта по самолету Як-130 будет способствовать повышению стоимости компании для наших акционеров», -- отметил вчера г-н Федоров.
Еще одна очень ценная в техническом отношении часть «приданого» «Яковлева» -- это наработки ОКБ по беспилотным летательным аппаратам. «Большие» самолетостроительные фирмы вроде «Сухого» и МиГа не уделяли этому направлению достаточного внимания. Однако в свете последних военных компаний эта тематика приобретает и за рубежом, и в России приобретает все большую актуальность. «Иркут» имеет хорошие шансы опередить конкурентов.
Михаил КУКУШКИН