|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трезвые лоббисты
Омские водочные короли хотят законодательно ограничить продажу пива в России
Омское законодательное собрание направило в Госдуму проект федерального закона "Об ограничении розничной продажи пива". В законопроекте, разработанном омичами, предлагается "запретить продажу пива в учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также лицам, не достигшим 18 лет". Таким образом, омские парламентарии, по подсчету корреспондента газеты "Время новостей", уже четвертый раз за последние два года предложат Москве антиалкогольный нормативный акт. А стоят за этой законодательной инициативой местные производители водки.
Борьба омичей за всероссийскую трезвость началась еще в 2002 году. Тогда с подачи депутата-коммуниста Альтины Никитиной, решившей проявить заботу о здоровье подрастающего поколения перед грядущими выборами, областное ЗС направило в Госдуму поправки в закон о рекламе с требованием полного запрета рекламы пива в электронных СМИ. В законопроекте ограничения, касающиеся коммерческой рекламы алкогольных напитков и табака, предполагалось распространить и на пиво: "Реклама пива не должна дискредитировать воздержание от его употребления, обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних".
Госдума вернула этот пафосный закон омичам на доработку, повторно в Москву его решили не отправлять, так как выборы успешно прошли и жители области по достоинству оценили борьбу своих избранников за здоровый образ жизни. Впрочем, через некоторое время омские законодатели решили побороться уже с продажей пива. Москва вновь отправила законопроект на доработку.
Омичи проявили редкостное упорство и законопроект доработали. В результате получился нынешний законопроект "Об ограничении розничной продажи пива". Любопытно, что в Омске находится крупнейший в Сибири и один из самых больших в стране пивзаводов -- омский филиал бельгийского концерна Sun Interbrew, производящий около 25 млн декалитров пива в год. Кроме того, есть ряд менее крупных заводов, в том числе пивобезалкагольный завод компании "Оша" (1,5 млн дал в год). Руководитель последнего Владимир Веретено, кстати, тоже является депутатом ЗС, причем тоже голосовал против рекламы и продажи пива.
Однако этот на первый взгляд самоотверженный и даже отчасти мазохистский поступок бизнесмена имеет простое объяснение. По некоторым сведениям, водочный бизнес приносит г-ну Веретено в четыре раза больше доходов, чем производство пива. Так что главными инициаторами борьбы с «жидким хлебом» стали производители водки, которые имеют на омских законодателей весьма существенное влияние.
Напомним, что весной 2003 года они обратились в Думу с предложением ограничить приток в Сибирь водки североосетинских заводов по демпинговом ценам. Инициаторами этого антиводочного пакта выступили депутаты -- руководители омских ликероводочных предприятий, в том числе и депутат Омской городской думы Андрей Стрелец, владелец компании «Омсквинпром». Однако Госдума пренебрегла и этой инициативой омичей.
Борис КУРКИН, Омск