|
|
N°66, 16 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Катренко: «Налоги всегда будут кого-то раздражать. Важно, чтобы они никого не убивали»
Правительство пообещало к 1 мая внести на рассмотрение Госдумы свои предложения по новому механизму изъятия доходов у нефтяных компаний. По замыслу кабинета министров, теперь олигархи будут платить больше, а простые граждане меньше, поскольку снизится единый социальный налог. О том, какие последствия для экономики могут иметь налоговые инициативы правительства, вице-спикер Госдумы Владимир КАТРЕНКО рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.
-- Владимир Семенович, какова ваша личная позиция относительно предложений правительства -- повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 347 до 400 рублей за тонну нефти, а также экспортные пошлины?
-- Мне ближе позиция рабочей группы депутатов во главе с Владиславом Резником, предлагающих иные пропорции, касающиеся вывозных таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых. Правительство предлагает установить таможенные пошлины на уровне двух третей от общего объема изъятий и НДПИ -- на одну треть. «Депутатские» пропорции -- три четверти и одна четверть соответственно. Дело даже не в процентах, а в более гибких, на мой взгляд, либеральных подходах, которые содержатся в предложении депутатов
-- Не станет ли повышение налога на добычу полезных ископаемых одной из форм реализации социалистического принципа «все отнять и поделить»?
-- Любой налог небезгрешен. Это всегда изъятие части прибыли, на которую мог бы рассчитывать субъект рынка. Речь идет лишь о более справедливом распределении рентных доходов.
-- Президент говорил о необходимости дифференциации налога в зависимости от качеств месторождения.
-- Президент сказал о справедливом распределении налоговой нагрузки между добывающими и перерабатывающими секторами для обеспечения диверсификации всей российской экономики. Но каждый из участников рынка услышал то, что хотел. Широкий круг предпринимателей из нефтяного бизнеса воспринял эти слова как рекомендации правительству провести дифференцированную градацию всех скважин. Мне самому кажется, что такой подход более справедлив, особенно для скважин с падающей добычей, обводненных скважин или расположенных в отдаленной местности. Но, учитывая наши реалии и опыт последних десятилетий, осуществить это весьма непросто. Хотя рано или поздно решать этот вопрос придется. Я сторонник уменьшения НДПИ -- это облегчает участь как раз тех компаний, чьи месторождения проблемны.
-- До какой степени облегчает? Проблемные скважины уже закрываются, этот процесс начался в 2002 году, когда налог был только введен.
-- Безусловно, возможностей у вертикально интегрированных компаний больше, чем у отдельно взятого нефтедобытчика. Именно поэтому и предпринимается попытка более рационального регулирования в этом жизненно важном секторе рынка. Сегодня в нем по сравнению с предыдущими двумя-тремя годами более спокойная ситуация. Последовательно проводимая линия на поиск эффективных путей и пропорций налоговых нагрузок дает основания полагать, что эта политика будет продолжена. Налоги всегда будут кого-то раздражать. Важно, чтобы они никого не убивали и в то же время максимально эффективно работали на страну. Вот такой ищем баланс.
-- Некоторые экономисты считают, что вместо повышения налогового бремени на нефтянку следовало бы развивать практику соглашений о разделе продукции, которая было практически похоронена силами ЮКОСа.
-- Тут есть определенная логика. Но в то же время я не могу не заметить, что сама идеология СРП, несмотря на большое количество законов, принятых прошлой Думой, позволяющих разрабатывать месторождения на условиях раздела продукции, не получила реализации. Теоретически все звучало неплохо. То ли время упустили, то ли ситуация изменилась, но условия деятельности на территории России в рамках СРП не являются слишком соблазнительными. Инвесторы, к сожалению, в очередь к нам не стоят.
-- Средства от налоговых изъятий из нефтянки действительно будут направлены на покрытие последствий снижения единого социального налога?
-- В первую очередь. Ведь от снижения ЕСН из доходной части бюджета выпадают 280 миллиардов рублей. Правительство предлагает компенсировать эту сумму цивилизованными методами. При цене 18 долларов за баррель размер пошлин меняться не будет. При цене 24 -- дополнительные изъятия составят до 1 миллиарда, при цене 27 долларов -- до 2 миллиардов долларов. Этот механизм начнет работать уже в 2004 году, а измененный налог на добычу полезных ископаемых должен вступить в силу с 1 января 2005 года.
-- Не станет ли увеличение налогового бремени нефтяных компаний болезненным потрясением для всей российской экономики?
-- За последние несколько лет подобные меры со стороны правительства проводились неоднократно, и никаких глобальных потрясений мы не ощутили. Основная масса главных игроков этого сектора рынка как была, так и остается. Взаимопонимания между бизнесом и правительством сегодня больше, чем лет шесть назад.
-- Еще одна актуальная тема -- борьба с бедностью. На днях премьер-министр Михаил Фрадков подтвердил намерение правительства сократить количество бедных в два раза за три года. Сразу на ум приходит мысль об «отстреле». А на самом деле какими методами можно так резко и так быстро сократить количество бедных?
-- Реально снизить процент бедных людей можно за счет проведения гибкой, грамотной экономической и социальной политики. На основе взвешенной налоговой, пенсионной реформ, конвертации всевозможных виртуальных льгот в реальные деньги, которые будут получать наши граждане. Одновременно освобождается солидный финансовый ресурс за счет снижения ставки единого социального налога с 35 до 26 %.
Все это серьезная основа для модернизации производства, повышения заработных плат. Кроме того, демонстрация последовательных шагов по снижению налоговой нагрузки на субъекты рынка создает предпосылки для повышения уровня предпринимательской активности. Так что возможности справиться с бедностью есть...
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА