|
|
N°82, 15 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Илья Клебанов решил проблему «Курска»
По крайней мере на время московского саммита Россия--ЕС
На заседании правительственной комиссии по расследованию причин аварии подлодки «Курск», прошедшем в понедельник в Москве, был окончательно утвержден план работ по ее подъему со дна Баренцева моря. По крайней мере председатель комиссии Илья Клебанов выступил вчера с безапелляционным заявлением о том, что «операция завершится к 20 сентября». Неожиданно точным был и прогноз вице-премьера, касающийся окончания переговоров с зарубежными участниками консорциума, который формируется для подъема АПЛ: «Все контракты должны быть подписаны 20 мая». Информированные источники газеты «Время новостей» пояснили, что оптимизм г-на Клебанова «напрямую связан с предстоящим визитом в Москву руководящей «тройки» Евросоюза: Кремль потребовал, чтобы проблема «Курска» была решена или хотя бы выглядела решенной на время саммита».
Похоже, Илья Клебанов успешно справился с поставленной задачей. Ведь делегация ЕС, в состав которой входят председатель Еврокомиссии Романо Проди, верховный представитель ЕС по вопросам единой внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана, а также премьер-министр Швеции, председательствующей сейчас в ЕС, Йоран Перссон, будет вести переговоры в Москве 16--17 мая. Поэтому названная г-ном Клебановым дата подписания контрактов с зарубежными участниками консорциума очень удобна: ну что ж поделаешь, если для последних уточнений в тексте соглашения не хватило каких-то трех дней! На самом деле переговоры, которые по поручению российского правительства питерское КБ «Рубин» ведет с двумя голландскими компаниями и одной норвежской («Смит Так Б.В.», «Хеерема Марин Контракторз Недерланд Б.В.» и «Халибертон АС»), до последнего времени безнадежно буксовали. Подписание «окончательно согласованных условий контракта» с конца нынешнего марта откладывалось по меньшей мере уже трижды. Особых поводов для оптимизма вроде бы не прибавилось и в последние две недели: основным документом, регламентирующим ход операции, по-прежнему остается правительственное распоряжение «Об осуществлении работ по подъему, транспортировке и постановке в плавучий док атомного подводного крейсера «Курск», подписанное российским премьер-министром Михаилом Касьяновым еще 23 марта. А в нем в качестве источника финансирования значительной части работ (от 40 до 50% от общего объема) фигурируют «средства международного фонда «Курск».
Фонд же обставил выделение средств на подъем субмарины рядом условий, которые Москву категорически не устраивают. Генеральный секретарь фонда Рио Праанинг настаивал на том, чтобы лежащий на дне Баренцева моря «Курск» стал как бы частью межправительственного многостороннего соглашения о сотрудничестве по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации. На что глава российского МИДа Игорь Иванов ответил публичным отказом, потребовав не соединять финансовую помощь с вопросами, «которые не связаны непосредственно с подъемом подводной лодки».
Правда, российское руководство уже заявляло и о возможности подъема «Курска» без привлечения зарубежной финансовой помощи. Однако это потребует дополнительного выделения из бюджета еще не менее 500--600 млн рублей. На сегодняшней же день нет даже полной определенности с «источниками финансирования закупки водолазного оборудования, техники и снаряжения» для обеспечения подводных работ, ограниченных в касьяновском распоряжении лимитом «до 900 млн рублей». Да и наши источники в военно-морском флоте признают, что выделение Минфином средств «на восстановление технической готовности кораблей и судов обеспечения, непосредственно привлекаемых к осуществлению работ по подъему атомного подводного крейсера «Курск» (в апреле--июле на это должно быть затрачено «до 500 млн рублей»), пока что затягивается.
Юрий ГОЛОТЮК