|
|
N°63, 13 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он слишком долго плавал
Бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа» сменил круизный лайнер на тюрьму в Монако
Власти Монако по запросу правоохранительных органов России, как стало известно газете «Время новостей», на днях арестовали бывшего начальника Управления внешних рынков (УВР) «АвтоВАЗа» Олега Абрамова и его партнера, руководителя крупной экспедиторский фирмы ЗАО «Интранс» Олега Ульянченко. Следственный комитет при МВД обвиняет их в аферах с тысячами машин «АвтоВАЗа». Одновременно следователи передали в суд уголовное дело в отношении преемника Абрамова на посту начальника УВР Владислава Сидоренко. Ему тоже инкриминируется мошенничество с партией автомобилей ВАЗа. Оба эти дела были возбуждены СК еще несколько лет назад в рамках масштабного расследования о хищениях сотен и тысяч "Жигулей".
Олег Абрамов личность в Тольятти известная. Одно время он являлся представителем ВАЗа в Болгарии, потом возглавил УВР. В середине 90-х годов его на этом посту сменил Владислав Сидоренко. Сам Абрамов возглавил муниципальное предприятие «Тольяттинская городская компания» (ТГК), которое должно было оптимизировать расчеты городского бюджета с «Межрегионгазом», поставлявшим для местных котельных топливо. Вскоре изучением деятельности ТГК занялась прокуратура Самарской области. По версии следствия, в 1997 году муниципальное предприятие за оказание неких маркетинговых услуг необоснованно перевело на счет английской фирмы «Евроимпекс Лтд» 300 тыс. долл. Учредителем «Евроимекс Лтд» являлся сам же Олег Абрамов, и в отношении него было возбуждено уголовное дело, которое вскоре закрыли.
А в начале прошлого года г-ном Абрамовым заинтересовался уже СК в связи с расследованием о так называемых реимпортных аферах с машинами ВАЗа. В свое время правительство для продвижения на Западе марки «Лада» разрешило заводу продавать автомобили в другие страны по себестоимости. Одним из основных получателей таких «дешевых» машин стала фирма из Саудовской Аравии «Маннай корпорейшен», сотрудничавшая с автогигантом еще со времен СССР. Глава этой компании шейх Ахмед Маннай поставлял машины в Тунис, Кувейт, Египет, Сирию, в том числе «Нивы» для вооруженных сил этих стран. По заключенному договору, фирмы-экспедиторы должны были получать на заводе автомобили, доставлять их в порт и отправлять «Маннай». Оплата за груз происходила только после поступления машин саудовской фирме. Однако, как выяснили в СК, значительная часть экспортных "Жигулей" просто расхищалась.
Возглавляемая Олегом Ульянченко (приятелем г-на Абрамова) экспедиторская фирма ЗАО «Интранс» действительно привозила партии «Жигулей» в порт Новороссийск. Там машины грузились на суда и оформлялись бумаги, что груз ушел «Маннай». Но, как подозревают в СК, на самом деле корабли с автомобилями проводили в море не более нескольких часов, после чего возвращались к соседнему причалу рыбколхоза «Черноморец», которым руководила супруга г-на Ульянченко. Там на машины готовились новые документы -- о том, что «Маннай» якобы продал груз фирмам «Евроимпекс Лтд» и «Браунерт Лтд» (обе зарегистрированы за границей, и их учредителем является г-н Абрамов), а те отправили «Жигули» в Россию в адрес компаний «Интранс», «Кубань-Лада», «Темрюк-Лада» и т.д. Далее автомобили реализовывались в разных регионах РФ по «нормальным» ценам. При этом «АвтоВАЗ» не получал за отгруженный товар деньги и начинал требовать их от «Маннай копорейшен». Однако ее руководство платить отказывалось, поскольку машины не получало. Как считают в СК, таким образом были похищены тысячи автомобилей на миллионы долларов.
По данным следователей, был и другой способ афер с продукцией ВАЗа, которыми занимались бывший начальник УВР Владислав Сидоренко (сейчас он является заместителем руководителя центра декларирования и диспетчирования таможенных грузов автогиганта) и Вячеслав Антипов. Последний успел поработать на руководящих постах практически во всех фирмах, созданных его другом детства Олегом Абрамовым. По данным СК, г-н Сидоренко выдал в 1997 году Антипову доверенность на право получения с «АвтоВАЗа» машин, которые предназначались для «Маннай корпорейшен». На доверенности стояли подлинные подписи самого Сидоренко и главного бухгалтера ВАЗа, однако официально ее на заводе не зарегистрировали. Несмотря на это, г-н Антипов сумел получить на ВАЗе партию машин и отвез их на стоянку тольяттинского ЗАО «Петрол» (им руководит бывший военный Владимир Морозов). Поскольку автомобили официально предназначались для экспорта, у них отсутствовали паспорта транспортного средства (ПТС), без которых продать машину в России невозможно. Тогда, по версии СК, г-н Сидоренко распорядился, чтобы сотрудники «АвтоВАЗа» выдали ПТС на все машины. Вскоре г-н Антипов реализовал партию «Жигулей», а выручка была поделена между участниками аферы.
В 2002 году СК возбудил по этому факту уголовное дело, а прошлым летом Сидоренко, Антипову и Морозову были предъявлены обвинения по ст. 159 УК РФ (мошенничество). После этого на счета «АвтоВАЗа» из Фрибурга (Швейцария) якобы от имени «Маннай» неожиданно поступили деньги за машины, отгруженные Антипову еще в 1997 году. СК обратилась с официальным запросом в «Маннай». Ответ был следующим: никаких денег за похищенные автомобили «Маннай» ВАЗу не перечислял и никаких счетов в Швейцарии компания никогда не имела. Более того, у МВД появилась информация, что перевод из Фрибурга мог осуществить Олег Абрамов, который находился в это время в Швейцарии. В результате на днях расследование этого дела было закончено, его утвердила Генпрокуратура, а все материалы передала в Автозаводской суд Тольятти.
Сложней складывалась ситуация с Абрамовым и Ульянченко. Летом прошлого года они были объявлены в международный розыск по обвинению в мошенничестве. По данным газеты «Время новостей», узнав, что их ищут по всему миру, Абрамов и Ульянченко поселились на купленном за несколько миллионов долларов 5-палубном круизном теплоходе «Любовь Орлова». Судно ушло в нейтральные воды, и коммерсанты стали для спецслужб недоступны. В плавании Ульянченко и Абрамов провели почти год, но потом по требованию фирмы «Любовь Орлова шиппинг компани» в одном из зарубежных портов на теплоход был наложен арест. Тогда обвиняемые в аферах с машинами «АвтоВАЗа» стали скрываться по разным странам, а на днях решили съездить в Монако, чтобы развеяться в казино. Поскольку Абрамов и Ульянченко находились в розыске по линии Интерпола, их сразу арестовали. Сейчас будет решаться вопрос об экстрадиции бизнесменов в Россию.
Александр ШВАРЕВ