|
|
N°61, 09 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как нам обелить зарплату
За налоговую реформу дороже всех заплатят нефтяники и домовладельцы
Впервые в новейшей российской истории у какой-то реформы появилась не только дата ее начала, но и дата окончания. Налоговая реформа закончится в 2005 году.
Ради завершения реформы на мажорной ноте -- то есть долгожданного выведения зарплат из тени -- правительство готово взяться за дело с опережением графика. Чтобы не стесняться в следующем году с радикальным снижением единого социального налога (ЕСН), не перенося выплату части этого налога на плечи населения, в стране уже с лета 2004 года планируется ввести новый механизм изъятия доходов у нефтянки. Это стало известно после вчерашнего обсуждения налогового пакета на заседании правительства.
Атаковать нефтянку предлагается сразу с двух сторон: увеличить налог на добычу полезных ископаемых и повысить экспортные пошлины. Шкалу пошлин в течение двух ближайших месяцев Минфин будет согласовывать с Министерством промышленности, однако уже известно, что при ценах на нефть выше 25 долл. за баррель экспортер должен будет платить государству 65-процентную пошлину. Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет округлена с 347 руб. за тонну нефти до 400 руб. По замыслу правительства, в общем повышении фискальной нагрузки на нефтянку одну треть займет повышение НДПИ и две трети -- повышение пошлин.
По расчетам Минфина, «без заметного ущерба для нефтяной отрасли» из отрасли может быть изъято полтора миллиарда долларов при ценах на нефть 24 долл. за баррель и два с половиной миллиарда -- при цене 27 долл. за баррель. Именно эти деньги должны покрыть риски казны при снижении соцналога.
Подстраховавшись нефтяными «сверхдоходами», правительство не поскупилось на снижение единого социального налога. Эффективная ставка ЕСН уменьшится сразу на 6 пунктов -- с 30 до 24%, что, по оценкам Минфина, даст возможность платить «белые» зарплаты даже в традиционно «черных» отраслях -- сфере услуг и обрабатывающей промышленности. Правда, многие эксперты высказывают опасение, что большинство предприятий так и не смогут воспользоваться регрессивной шкалой (чем больше доход на одного работника, тем меньше ставка налога). Дело в том, что при расчете среднего заработка на предприятии (размер которого открывает доступ к регрессии) не учитываются зарплаты наиболее высокооплачиваемых сотрудников. Поэтому новый порядок взимания ЕСН на практике откроет доступ к регрессии лишь тем предприятиям, где зарплата рядового звена сотрудников превышает 800 долл. в месяц.
Пока правительство не решилось разбить сам ЕСН на две части -- налог с работодателей и налог с граждан. «Добровольного» 4-процентного довеска к подоходному налогу граждане могут уже не опасаться. За отчисления и в страховую, и в накопительную части пенсии по-прежнему будет отвечать исключительно работодатель.
Правда, избежав косвенного повышения подоходного налога, граждане вскоре начнут платить больше за свое имущество. Налог на имущество физических лиц будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости имущества -- квартир, дач, гаражей и прочей недвижимости. То есть про скромные цифры оценки стоимости жилья в справках БТИ скоро можно будет забыть.
Методика расчета нового налога на имущество пока отсутствует. Впрочем, министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера, что это будет скорее всего не индивидуальная оценка каждой отдельной квартиры, а массовая усредненная оценка, умножаемая на региональный коэффициент. Формально при этом ставка налога на имущество снижается. Но поскольку рассчитываться он будет исходя из рыночной стоимости, фискалы получат возможность взимать в 10--15 раз больше, чем сегодня. Повышение имущественных налогов отчасти может быть компенсировано выгодами от получения «белых» зарплат -- свободным доступом граждан к кредитам и возможностью пополнять личные пенсионные счета на старость.
Не исключено, что вчерашние предложения правительства по ЕСН и нефтяным налогам будут подкорректированы на этапе обсуждения в Госдуме. На так называемом нулевом чтении пакета Дума намерена настаивать на снятии ограничений доступа к регрессивной шкале ЕСН и еще более значительном увеличении экспортных пошлин на нефть. НДПИ же, по мнению депутатов, наоборот, следует увеличивать не в столь значительном размере, как предлагает правительство. По мнению законодателей, любые манипуляции с НДПИ стоит проводить с оглядкой на то, что повышение этого налога моментально вызывает рост розничных цен в стране.
В самый последний момент в налоговом пакете неожиданно оказались поправки, увеличивающие налогообложение дивидендов, и уточнения к налогу на прибыль. Налог на дивиденды (дивидендная схема активно используется во многих «черных» зарплатных схемах) правительство хочет увеличить с шести до девяти процентов, что, по мнению кабинета министров, делает нецелесообразным существование этих самых «черных» зарплатных схем. Поправки же в налог на прибыль хотя и выглядит на первый взгляд техническими, реально расширяют налогооблагаемую базу. Это будет сделано за счет сокращения перечня тех расходов, которые позволяют законно минимизировать сумму этого налога.
Хотя в пакете не оказалось поправок о введении НДС-счетов, против которых в один голос восстает крупный бизнес, в Минфине уверяют, что эта идея отнюдь не забыта и может быть реализована в более мягком варианте. Вчера также стало ясно, что в споре Минфина и Минэкономразвития о вреде и пользе НДС-счетов сторонники их введения скорее всего победили. Глава МЭРТ Герман Греф (обычно яростно доказывающий антилиберальное влияние спецрежима НДС) на заседании правительства молчал. Зато персонально ответственными за реализацию налоговых новаций были назначены минфиновские чиновники, активно отстаивающие спецсчета.
По словам премьера Михаила Фрадкова, выглядевшего вчера крайне довольным «согласованной работой ведомств по выработке концепций налогового пакета», господа Алексей Кудрин и Сергей Шаталов (министр и заместитель министра финансов соответственно) ответят головой за написанные ими законы. Эти господа, как известно, уже давно обещали, что начнут думать над снижением ставки НДС только после того, как будут сняты все вопросы с лжевозмещением этого налога. Известны они и своим радикализмом в отношении к «минимизаторам» налогов. По заданию Минфина налоговая служба уже приступила к созданию перечня схем по уклонению от налогов. Так что в ближайшее время налоговая реформа будет использована не только как пряник, но и как кнут.
Ирина СКЛЯРОВА, Вера КУЗНЕЦОВА