|
|
N°56, 02 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"России не нужна такая диктатура закона"
Известный американский миллиардер, глава Института "Открытое общество" Джордж Сорос, о влиянии которого на мировую политику ходят легенды, только что побывал на Украине. Джордж СОРОС рассказал киевскому корреспонденту газеты «Время новостей» о том, какова роль России на постсоветском пространстве и каковы здесь перспективы Украины.
-- После грузинских событий вас на Украине воспринимают как злого гения. Это правда, что вы финансировали «революцию роз» в Тбилиси в ноябре прошлого года?
-- Накануне моего визита некоторые украинские каналы регулярно проводили «пятиминутки ненависти». Но изложенные ими версии не имеют никакого отношения к действительности. Во время президентства Шеварднадзе Институт "Открытое общество" оказывал помощь в борьбе с коррупцией в Грузии. Нынешний грузинский президент Михаил Саакашвили, который был министром юстиции, и тогдашний спикер парламента Зураб Жвания принимали в этой борьбе активное участие. Выяснилось, что основным источником коррупции было министерство внутренних дел. Однако Шеварднадзе, который в значительной степени зависел от силовиков, не смог справиться с этим. Накопление нерешенных проблем в сфере политики и экономики привело к кризису в канун президентских выборов и к массовым акциям протеста. Однако новую власть в Грузии избрал не Сорос, а грузинский народ на свободных выборах.
-- И все же украинские СМИ сообщают о причастности Сороса к подготовке на Украине революции по «грузинскому сценарию». Говорят, что целью вашего визита в Крым была дестабилизация обстановки и создание предпосылок для межэтнического конфликта...
-- То, что приписывают Соросу, не соответствует действительности. Институт "Открытое общество" активно поддерживает этнические общины и помогает им разрешать культурные проблемы, связанные с развитием национальных языков и образованием. Этим вопросам и была посвящена конференция с моим участием в Ливадийском дворце в Ялте. И татары, и украинцы в Крыму являются национальным меньшинством, у них есть проблемы в сфере культуры и образования. Что касается революций, я всегда их не любил, поскольку был и остаюсь сторонником поступательного, стабильного и демократического развития, а также смены власти на честных выборах.
-- В 2001 году в разгар «кассетного скандала» (тогда были обнародованы конфиденциальные разговоры президента, записанные одним из его охранников. -- Ред.), вы обнародовали обращение к Леониду Кучме с призывом отказаться от власти, уступив дорогу молодым. Какова ваша точка зрения сейчас?
-- Не думаю, что именно я должен делать прогнозы относительно развития политических событий на Украине. Меня могут обвинить во вмешательстве во внутренние дела страны.
-- В среду вы встретились с украинским президентом. О чем вы говорили?
-- Мы обменялись мнениями относительно перспектив европейской интеграции Украины. Без Украины невозможно создание полноценной системы безопасности в Европе. Однако чтобы соответствовать европейским критериям, Украине необходимо добиваться верховенства права, создания открытого общества, предоставить свободу слова. Цензура и выпуски «темников» («темные указания» -- так на Украине стали называть указания, рассылаемые журналистам от имени президентской администрации, о том, как освещать события. -- Ред.) -- контрпродуктивные меры, они не способствуют продвижению Украины в ЕС Я поднял вопрос о «темниках» в беседе с Кучмой. Он сказал, что ему неизвестно об этом. Но заявления известных политиков и журналистов не вызывают сомнений, что такие циркуляры рассылаются из администрации президента. Может, кто-то превышает свою компетенцию?
-- В статье «Демократическое расширение Европы», обнародованной 30 марта в английской газете «Файнэншл таймс», вы негативно оцениваете роль России в развитии стран бывшего СССР. На чем основан этот подход?
-- Россия старается превратить соседствующие с ней на западе страны бывшего Союза -- я имею в виду в первую очередь Украину, Молдавию и Белоруссию -- в «задний двор», препятствуя их интеграции в ЕС. Россия не будет способствовать позитивным демократическим изменениям в регионе, поскольку еще не распрощалась с надеждами воссоздать империю.
-- Как вы оцениваете российского президента Владимира Путина?
-- Я не имею чести лично его знать, поэтому не могу его оценивать. Что касается политики действующей администрации, то напрашивается вывод: обновленное российское государство, пережившее период хаоса, отказывается от своих небольших достижений на пути к открытому обществу. Поскольку Запад имеет на Россию очень ограниченное влияние, пора прекратить относиться к ней как к стране молодой демократии.
-- Что вы думаете о судебном преследовании российского олигарха Михаила Ходорковского?
-- В политическом смысле это очень популярный шаг в России, где ненавидят олигархов. Да и Путин пришел к власти, обещая установить диктатуру закона. Формальности соблюдены -- преследование Ходорковского проводится в судебном порядке. Однако Россия, на мой взгляд, не нуждается в такой диктатуре закона, когда решения о том, кого из нарушителей закона карать, а кого миловать, принимаются произвольно. Она нуждается в верховенстве права, в этом случае «произвольные» решения невозможны. Поэтому после возбуждения дела против Ходорковского, одного из самых прогрессивных российских олигархов, Россия утратила часть своей инвестиционной привлекательности.
-- А по какой причине вы выводите свои деньги из России?
-- Я считаю, что вы уже получили ответ на этот вопрос.
-- Вы поддерживаете оппозицию не только в странах с переходной экономикой -- недавно вы объявили войну президенту США Джорджу Бушу. Чем обусловлено это решение?
-- Я продал в Америке целую книгу об этом, не буду здесь ее рекламировать. И потом, я хотел бы заниматься критикой Буша не здесь, а в Америке.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев