|
|
N°53, 30 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альянс у ворот
Вчерашний прием в НАТО семи новых членов -- Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии -- вызвал неоднозначную реакцию как в российском политическом и военном истеблишменте, так и в экспертном сообществе. Военный обозреватель газеты "Время новостей" Николай ПОРОСКОВ попросил прокомментировать новый шаг в процессе расширения НАТО на восток известных российских аналитиков.
Очень верно, что российское руководство не драматизирует вторую волну расширения Альянса. Владимир Путин уже не раз говорил, что единственная возможность позитивно изменить ситуацию -- развивать сотрудничество с НАТО. С середины 90-х годов было понятно, что примаковская концепция «красной линии», требовавшая не допустить расширения НАТО на республики бывшего СССР, нереализуема, поскольку Россия в глобализирующемся мире неизбежно должна стать одним из игроков. Новые угрозы безопасности это подтвердили.
Членство стран Балтии в Альянсе, а потом и в Европейском Союзе позволит решить проблему русского меньшинства, поскольку членство в этих международных организациях четко определяет права и обязанности сторон. В свое время атлантический статус объединенной Германии позволил избежать многих проблем в сфере национальных отношений.
У россиян на западном направлении существуют не реальные угрозы безопасности, а психологические комплексы. Нивелировать их мы сможем только на основе сотрудничества, переходящего в партнерство.
Татьяна ПАРХАЛИНА, заместитель директора Института научной информации по общественным наукам, руководитель Центра по изучению проблем европейской безопасности
Вопреки появившимся предложениям менять программы военного строительства, принятые лишь год назад, думаю, не надо. Они адекватны современной обстановке, потребностям обороны и безопасности страны. Но в пересмотре «географии» нашего военного потенциала есть жизненная необходимость. Это не обязательно должны быть количественные изменения -- возможно наращивание разведывательно-аналитического потенциала, должна быть предусмотрена возможность мобильного реагирования на любые угрозы, связанные с возможным размещением натовских войск на территории Польши и Прибалтики. По тонкому и деликатному вопросу возможного размещения в Калининградской области тактического ядерного оружия (ТЯО) есть ряд договоренностей, в том числе и негласных. Они такого перемещения не предусматривают. Однако возможное вынужденное наращивание военного потенциала распространяется и на ТЯО, которым в полной мере располагают наши вооруженные силы.
Валерий МАНИЛОВ, советник председателя Совета Федерации, доктор политических наук, генерал-полковник
Первый заместитель начальника Генштаба генерал Балуевский не раз говорил: войны с НАТО не будет. Значит, достаточно дать понять НАТО, что мы имеем возможности для ответа, чтобы не создавалось впечатление об оголенности российских западных рубежей. Россия должна располагать возможностью создать соответствующий противовес в случае ухудшения отношений. Но предпринимать какие-то действия уже сейчас -- преждевременно. Ресурсы России ограниченны, и если страна встанет перед выбором, усиливать среднеазиатские рубежи или Калининград, то выбрать необходимо, безусловно, первое. Расширение НАТО вряд ли толкнет Россию на еще большее сближение с Китаем и Индией -- этап, когда было возможно создание такого «треугольника», прошел. Расползание Альянса не должно стать и причиной для увеличения военных расходов Россией. Что касается возможности размещения ТЯО в Калининградской области, то прежде нужно решить вопрос, как его перевозить через территорию Литвы. Если завозить тайно, нас непременно поймают, и будет большой скандал.
Иван САФРАНЧУК, руководитель российского отделения Центра оборонной информации
|