|
|
N°52, 29 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Известные актрисы с незнакомыми лицами
Театры кукол
Кукольная программа нынешней "Золотой маски" малочисленна -- в конкурсе участвуют всего два театра, оба из Санкт-Петербурга. Театр Сказки представит "Приключения незадачливого дракона", "Кукольный дом" -- "Сон Фавна".
В прошлом сезоне достойных кукольных постановок появилось гораздо больше, но строгость экспертов объяснима. Спектакли, представляемые на суд жюри, должны быть не просто хорошими, а сверхоригинальными, завораживающими и ни на что не похожими. Добротные представления для детей, претендовавшие на высшую театральную премию в прошлые годы, вызывали недоумение, а то и раздражение арбитров. А высшую планку практически на всех фестивалях задавала московская "Тень", неистощимая на театральные чудеса. В конкурс этого года кукольный корифей не попал по организационным причинам -- музыканты, исполняющие главные роли в "Евгении ОнегЕне", плотно заняты в своих оркестрах. Еще один интересный театр -- питерская "Потудань" -- в том сезоне не успел выпустить премьеру, кукольные постановки -- дело весьма кропотливое. У другого завсегдатая "Маски" -- Архангельского театра кукол, одного из самых сильных в России, неоднократно отмеченного наградами и привечаемого многими престижными фестивалями, попросту нет средств для новых работ.
"Приключения незадачливого дракона" по пьесе чешской писательницы Ивы Пержиновой -- спектакль "большой формы" -- наиболее трудной и уязвимой в театре кукол. Режиссер и художница -- Игорь и Анна Игнатьевы (два года назад "Маску" получил их "Щелкунчик", очаровавший атмосферой старой сказки и таинством театра) мастерски играют масштабами, зная толк в мелочах и деталях. Умилительный и трогательный дракончик Габанек обживает и настоящую сцену, и маленькую ширму. Недотепа одинаково естественно общается и со своим папашей-чародеем (актер в маске), и с кукольной королевской семейкой. Несмотря на все волшебные ухищрения и свою драконью породу, съедать принцессу не хочет. Эмилия Куликова (номинированная на премию за лучшую актерскую работу) подчеркивает сходство дракоши Габанека с маленьким ребенком. В изысканном спектакле много мягкого юмора и доброты, его интересно смотреть и детям, и взрослым.
На "Сон Фавна", напротив, детей лучше не водить. В камерном дивертисменте, навеянном мотивами новеллы Анатоля Франса "Святой сатир", марионетки ведут себя совершенно бессовестно. Нимфы, сатиры, дриады и гетеры -- во власти природных инстинктов, многочисленные ниточки привязаны не только к рукам, ногам и ресницам, но и к более интимным частям тела. Но в самых поэтичных фрагментах постановки режиссера Александра Максимычева и художницы Татьяны Мельниковой нет ничего вульгарно-эротического. Тонкими, едва намеченными штрихами "нарисован" миф об Орфее и Эвридике, остроумно придуман летающий Пегас. "Кукольный дом" -- завсегдатай "Маски", ловкость и техника актрисы Элины Агеевой уже оценена. В этом году она также претендует на награду.
А вот художники и постановщики отобранных спектаклей в номинационных списках не значатся. Странное обстоятельство разрешит жюри. Возможно, воспользуется правом присудить дополнительную премию. Или оставит кукол вообще без наград.
Елена ГУБАЙДУЛЛИНА