|
|
N°49, 24 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закон больших чисел
Объявлены номинанты премии «Ника»
Вчера стали известны имена кинематографистов, претендующих на получение Национальной кинематографической премии «Ника» за 2003 год. Организаторы премии неоднократно подчеркивали, что одним из главных их приоритетов является независимое, непредвзятое голосование всех академиков. Для обеспечения этой непредвзятости был организован фестиваль всех претендентов на премию, который проходил в зале Службы кинематографии, и на который каждый из академиков мог прийти. Кроме того, была возможность получить любую видеокассету с записью фильма-претендента в офисе академии. Тем не менее предоставленными возможностями мало кто воспользовался. Один из именитых кинематографистов, пожелавший все-таки не открывать свою фамилию, признался вашему корреспонденту, что не видел ни одного анимационного фильма, но у него есть принцип -- он всегда голосует за женщин. Он же сообщил, что из шести фильмов, претендующих на звание лучшего, он видел только два: «Возвращение» (эта картина показалась ему слишком рациональной и «головной») и «Магнитные бури» (за них он и отдал свой голос, оговорившись, что фильм ему не понравился, но «задел»). Он начал было также смотреть фильм Геннадия Сидорова «Старухи», но услышав матерные выражения, с помощью которых реальные пожилые женщины из костромской деревни, задействованные в фильме, привычно выражают свои эмоции, так возмутился, что ушел после первых десяти минут. Тем не менее он считает себя вправе голосовать, имея свое мнение о кинопроцессе.
Известный киновед Кирилл Разлогов, занимающийся отбором фильмов на премию «Золотой орел», высказал мне свое мнение о самом процессе голосования. По его мнению, если голосующих больше ста, они выражают то мнение киносообщества, которое, увы, реально существует. И в этом смысле одна премия мало отличается от другой. Фильм Говорухина «Благословите женщину» вошел в число номинантов «Ники», к вящему удивлению всех здравомыслящих людей, но и по результатам голосования «Золотого орла» он тоже был бы отмечен, если бы Говорухин, по своим личным причинам, не снял фильм с конкурса. То же самое произошло и с фильмом «Русский ковчег» -- за него голосовали и на первом этапе «Орла», но Сокуров в ссоре с Михалковым и вышел из его академии.
К сожалению, мы имеем то, что имеем. Можно раздражаться и негодовать, можно покорно принять мнение массы кинематографистов, которая, не претендуя на экспертную оценку, отмечает свои приоритеты по принципу -- раз не имею своего суждения, то помогу знакомцу, или вспомню, что говорили другие, или сделаю свой выбор наугад.
В результате в номинации «Лучший фильм» конкурируют шесть мало совместимых названий: помимо уже упомянутых в их число вошел «Коктебель». На звание лучших режиссеров будут претендовать: Вадим Абдрашитов, Петр Буслов, Андрей Звягинцев, Геннадий Сидоров. Из сценаристов выбраны: Александр Миндадзе, Геннадий Сидоров, Дуня Смирнова и Борис Хлебников с Алексеем Попогребским. Актерские работы изумляют: в номинации «Лучшая мужская роль» заявлены Виктор Сухоруков, Олег Янковский (фильм «Бедный, бедный Павел») и Игорь Кваша (фильм «Третий вариант», эта картина Константина Худякова была показана на НТВ, чем, видимо, и объясняется ее высокий рейтинг), а среди женщин -- Валентина Безруцкая (сыгравшая в фильме «Старухи» в ансамбле из подлинных костромских бабок), ВикторияТолстоганова («Магнитные бури») и Светлана Ходченкова («Благословите женщину»).
Складывается ощущение, что большинству академиков глубоко неинтересен современный кинематограф, их пристрастия остались в прошлом, они ориентируются на те имена, что зарекомендовали себя давно.
В общем, этот печальный итог говорит о том, что за прошедшее десятилетие ни пресса, ни государство, ни телевидение не выполнили своего долга -- не предложили обществу ясного идеала современного искусства, совпадающего с ожиданиями нового времени, и прошлое продолжает занимать в умах большинства главенствующую роль.
Алена СОЛНЦЕВА