Время новостей
     N°48, 23 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2004
Театр стал текстом
Двенадцать пьес молодых драматургов составили новый сборник
На днях в своем маленьком подвале в Трехпрудном переулке «ТЕАТР.DOC» отметил два года своего существования. Главным подарком ко дню рождения стал сборник пьес «Документальный театр», выпущенный издательством «Три квадрата» и включивший двенадцать произведений авторов -- участников проекта. Таким образом, результаты встречи молодого российского театра с разработанной британскими театральными деятелями техникой Verbatim приобрели еще одно измерение -- литературное. Споры о том, является ли это странное начинание, взошедшее на российской почве столь дружной порослью, настоящим искусством или модным и эффектным способом самопрезентации, теперь могут вестись на куда более обширном материале. До сих пор эти тексты воспринимались только со слуха -- каждый из них стал спектаклем прежде, чем оформился как пьеса, дописывался и формировался в процессе репетиций. Теперь каждый автор ответит сам за себя, представив на суд читателей скомпонованный и завершенный вариант. Это очень любопытные, хотя и неравноценные произведения достойны стать предметом обсуждения литературных критиков, редко сталкивающихся в своей практике со столь живым языком -- еще звучащим на улицах, но уже зафиксированным в авторском изложении. Услышанные драматургами голоса современников стали текстом -- поэтическим или подчеркнуто документальным, с привычным сюжетом или со всем без оного.

«ТЕАТР.DOC» удивляет наблюдателей активным предложением самой разнообразной театральной продукции. За два года на маленькой сцене состоялось огромное количество премьер, некоторые из которых прошли пару раз, зато иные играют постоянно, и уже не только на своей сцене, и сложилось несколько театральных групп. Все это делается практически бесплатно, аренда помещения и функционирование небогатого театрального хозяйства осуществляются на небольшие гранты, выделяемые Фондом Сороса, Институтом Гете, Европейским Союзом, правительством Москвы. Вся творческая работа проходит на добровольных началах. Сейчас, с притоком зрителей, стали получать и некоторые суммы, очень незначительные -- зал-то маленький, -- и от продажи билетов.

Главное достоинство этого проекта в том, что при очень незначительной финансовой поддержке, без участия каких-либо официальных институций, происходит активный и серьезный эксперимент в новой области современного искусства. Сколько было за последнее десятилетие различных разговоров о необходимости работы с молодыми, сколько появлялось проектов создания экспериментальных площадок на базе известных театров и театральных союзов, составлялись программы, обоснования, шли дискуссии -- и все не впрок. А вот группа энтузиастов, исключительно по личной инициативе, сняла подвал, своими руками его отремонтировала и начала работу, слава о которой пошла очень широко, что свидетельствует прежде всего о колоссальном интересе публики к театру, не похожему на существующий, театру, бедному на техническое оснащение, но отвечающему на вызовы современности. Туда идут люди, давно прекратившие ходить в традиционный театр, не надеющиеся увидеть в нем живого искусства, желающие получить эмоциональную поддержку своему собственному, сегодняшнему опыту.

Сама методология этого проекта -- тексты большинства произведений основаны на интервью с реальными персонажами, записанными участниками, обработанными драматургами, актерами, режиссерами и затем разыгранными на импровизированных подмостках, -- предполагает столкновение театра и живой жизни. Путешествия по различным сферам современной действительности -- тюрьмам, задворкам городских рынков, кузбасским шахтам, телевизионным кулисам, миру политического пиара -- познакомили участников с таким материалом, который не попадает в поле зрения обычного театра. Этот материал неминуемо заставляет авторов менять привычные установки, искать новые средства выразительности.

Далеко не все в этих постановках совершенно. В них отчетлив налет любительства, даже самодеятельности, тем более что актерами часто выступают то сами драматурги, то не получившие специального образования знакомые участников, но выясняется, что сегодня публикой востребовано не столько мастерство, сколько искренняя интонация, с которой к ней обращаются создатели.

За два года маленький театр приучил своих зрителей ходить на любые свои спектакли с надеждой -- не всегда оправдываемой, но всегда возрождающейся. Оказалось, что в стране есть очень много умных, толковых, работящих, инициативных молодых людей, которые любят театр, хотят в нем работать, имеют что сказать другим и которые до сих пор не получали возможности проявить себя. Кажется, что организаторы проекта -- Елена Гремина, Михаил Угаров, Ольга Михайлова -- просто пробурили дырочку в твердой поверхности официоза, замуровавшего свежие силы, и оттуда вдруг забил фонтан творческой энергии.

Насколько велики эти запасы, сказать трудно. Проект открыт для любых предложений и сам себя развивает: в этом театре нет запретов, любое начинание имеет право на осуществление, и регулятором выступает само течение событий -- одни спектакли пользуются успехом, они идут долго, другие сходят быстро или вообще не добираются до стадии публичных представлений. Появляются союзники из других городов -- только что в Трехпрудном переулке в рамках фестиваля «Золотая маска» прошли замечательные спектакли кемеровского театра «Ложа» (из него, кстати, вышел знаменитый сегодня Евгений Гришковец), а также представление пьесы братьев Дурненковых «Культурный слой» коллективом из Тольятти. Вообще же за март «ТЕАТР.DOC» покажет 15 разных спектаклей -- таким репертуаром мало кто может похвастаться.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Театр