|
|
N°42, 15 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приговоренные к свободе
Бывшие руководители «Аэрофлота», по мнению суда, свою вину уже искупили
Савеловский суд Москвы в пятницу вынес приговор по скандальному «делу Аэрофлота». Тянувшаяся более трех лет криминальная эпопея завершилась уже традиционным для российской судебной системы компромиссом. С одной стороны, все подсудимые, включая бывшего первого замгендиректора авиакомпании Николая Глушкова, были признаны виновными. С другой -- сразу после оглашения приговора все они были отпущены на свободу. Часть наиболее тяжких обвинений, вменявшихся бывшему руководству «Аэрофлота» Генпрокуратурой, суд снял. По тем же пунктам обвинения, что были признаны доказанными, подсудимые, как посчитал суд, свое наказание уже понесли, находясь под арестом. Пока все фигуранты дела, включая и объявленного в розыск Бориса Березовского, осторожно отнеслись к такому вердикту, опасаясь, что Генпрокуратура его обжалует. Между тем ее представители нам заявили, что они также удовлетворены приговором и вряд ли будут его опротестовывать.
Расследование «дела Аэрофлота» Генпрокуратура начала в 1998 году. По версии следствия, в 1995 году Николай Глушков, пользуясь тем, что гендиректор «Аэрофлота» Евгений Шапошников слабо разбирался в экономических вопросах, уговорил его отправлять 80% валютной выручки авиакомпании в швейцарскую фирму «Андава». Акционерами этой структуры, как считают следователи, являлись сам Глушков и Борис Березовский. Аккумуляцию денег в заграничной фирме одобрили большинство руководителей «Аэрофлота», в том числе другой замгендиректора Александр Красненкер и главбух Лидия Крыжевская. В результате «Андаве» за несколько лет поступило около 250 млн долл. Кроме того, как считали в Генпрокуратуре, «Аэрофлот» тогда же брал на невыгодных для себя условиях кредиты у заграничных компаний -- ФОК, которой руководил Роман Шейнин, и «Грэндглэнд» (обе -- «дочки «Андавы»). «Аэрофлот» якобы специально не возвращал вовремя долги, а ФОК, пользуясь правом самостоятельно списывать штрафы и пени со счетов «Андавы», заработал 214,9 млн рублей.
Гособвинение требовало признать Красненкера, Крыжевскую и Шейнина виновными в мошенничестве, отмывании денег, невозврате из-за границы валютной выручки и всех приговорить к срокам от четырех до восьми лет колонии. Но судья Игорь Шереметьев посчитал, что представители «Аэрофлота» вину уже искупили. По его вердикту, они не совершали мошенничества и не отмывали деньги, а виновны лишь в злоупотреблении полномочиями и невозврате из-за границы валютной выручки. В результате Глушкову дали срок, который он уже отсидел, -- три года и три месяца. Красненкер получил два с половиной года, Крыжевская -- два года, Шейнин -- полтора года, и все трое тут же были амнистированы.
«Мне не хочется давать какие-то комментарии, пока не истек десятидневный срок подачи апелляции, -- сказал нам вчера Борис Березовский, проживающий сейчас в Лондоне. -- Николай (Глушков. -- Ред.) -- мой ближайший друг. Это самый большой крест, который я несу все эти годы. Ведь сидел он в тюрьме из-за меня. У меня «под освобождение» Николая в свое время отобрали ОРТ, ТВ-6. Потом у меня забрали и «Сибнефть». Мне было сказано, что если я и Бадри (Патаркацишвили. -- Ред.) не выйдем из числа акционеров данной компании, то она будет разрушена. В последнее время ко мне стали приезжать очень известные люди с предложением продать Издательский дом «Коммерсантъ» (в обмен опять обещали отпустить Глушкова, но веры таким визитерам уже никакой не было) и «Независимую газету». Я никому не ответил согласием».
«Приговор носит половинчатый характер, -- сказал адвокат Глушкова Андрей Боровков. -- Главное, конечно, что Глушков оказался наконец на свободе. Но суду не хватило мужества его полностью оправдать. Хотя зная наше правосудие, мы на это особо и не рассчитывали. Пока приговор не вступил в силу, Глушков не имеет права покидать Россию. Мы обжаловать решение суда, думаю, не будем, хотя с клиентом я пока не обсуждал данный вопрос. Что касается процесса, то Шапошников на суде признал, что никто не вводил его в заблуждение. А то, что выручка уходила «Андаве», не нарушало валютное законодательство. Кредитование «Аэрофлота» фирмой ФОК являлось обычной схемой страхования авиакомпании от валютных рисков. Проценты по кредитным ставкам у ФОК были гораздо ниже ставок на международном рынке».
Александр ШВАРЕВ