|
|
N°44, 17 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Американский народ был введен в заблуждение"
Все больше американцев начинают сомневаться, а так ли уж был необходим военный поход на Ирак? Оружие массового уничтожения (ОМУ), послужившее поводом для войны, в Ираке так и не было найдено. Чем грозит эта война президенту Бушу? На вопросы газеты "Время новостей" отвечает Джозеф СИРИНСИОНЕ, американский эксперт по проблемам нераспространения ОМУ из Фонда Карнеги за международный мир.
-- По словам Буша, он решился воевать, потому что Ирак потенциально был в состоянии произвести ОМУ. Но до войны и президент, и вице-президент, и другие высокие представители администрации утверждали, что у них нет сомнений относительно реального, физического наличия у Саддама химического и биологического оружия и высокой вероятности наличия оружия ядерного.
-- А вы не удивлены, что в Ираке не найдено и следов такого оружия?
-- Как вам сказать... Все-таки все ждали, что какое-то количество оружия, запрещенного для режима Саддама международным сообществом, в Ираке найдут. Я считал, что там обнаружат нечто, относящееся к химическому и биологическому оружию. Но многие эксперты и инспекторы ООН уже тогда знали, что там нет ни серьезных ядерных программ, ни серьезных мощностей для производства химоружия. Мы считали, вряд ли у Ирака сохранились ракеты "Скад". Конечно, это большая страна, но производственные мощности ее промышленности ограниченны, а предприятий, которые можно использовать в военных целях, и того меньше. Специалисты ООН проинспектировали сотни иракских объектов и не обнаружили ничего подозрительного. Все это было зафиксировано в их докладах Совету Безопасности. Еще до войны я утверждал и утверждаю сейчас: Ирак не представлял непосредственной стратегической угрозы ни для США, ни для Европы, ни для своих соседей. Но с нашим мнением американская администрация не посчиталась.
-- Правы ли те, кто теперь говорит, что виновата разведка?
-- Виновата не одна разведка. Это был двойной просчет. Разведка действительно несколько преувеличила возможности Ирака в области ОМУ. Но представители администрации Буша пошли гораздо дальше и представили угрозу со стороны Ирака еще более опасной, более вероятной. Американский народ был введен в заблуждение по поводу иракской угрозы.
-- Но президентская комиссия по проблеме Оружия массового уничтожения в Ираке, созданная Бушем в начале февраля, во всем разберется?
-- Я от этой комиссии многого не ожидаю. Она нужна, чтобы отвлечь внимание общественности от существа проблемы. Всего один человек в этой комиссии профессионально разбирается в сборе и обработке разведданных. Но и он теперь является членом руководства одного из самых крупных пентагоновских поставщиков -- компании "Нортроп-Грумман". Я имею в виду Уильяма Студемана (адмирал в отставке, бывший заместитель директора ЦРУ. -- Ред.). В сам текст президентского распоряжения по созданию комиссии заглянули немногие. А ведь там не сказано, что результаты работы надо представить на суд общественности, -- только самому президенту. И эта комиссия не обязана рассматривать, как конкретно данные разведки использовались для обоснования необходимости войны в Ираке.
-- Что еще кроме создания независимой комиссии предлагал сделать ваш фонд для изучения иракского вопроса?
-- Мы действительно предлагали создать независимую, не связанную ни с одной из партий комиссию, чтобы понять, что наша разведка знала об иракских военных программах. Мы считаем, что во главе разведки должен стоять кадровый офицер, а не политический назначенец. Укрепление и поддержание режима нераспространения, по нашему мнению, требует совместной работы США и ООН, США и всего мирового сообщества. Возможно, Совет Безопасности должен подумать о создании постоянного международного инспектирующего органа. И конечно, приоритетом для национальной безопасности США должна оставаться забота о безопасности плохо или слабо охраняемых ядерных объектов и складов, например в России и Пакистане.
-- Вы много лет наблюдаете за работой военных инспекторов ООН. Как вы оцениваете их труд?
-- Я склоняю перед ними голову. Инспекторы ООН нашли в Ираке все, что они предполагали найти. Разведка ООН во многих отношениях оказалась лучше американской. Это важный урок на будущее, например для ситуаций вокруг Ирана или Северной Кореи.
-- Могут ли последствия войны в Ираке как-то отразиться на президентских выборах в США?
-- Очень даже могут. Президент послал десятки тысяч американских военнослужащих -- мужчин и женщин -- в Ирак для участия в войне, которую не нужно было начинать. Он намеренно ввел в заблуждение американское общество относительно опасности, исходящей от Ирака. Мы имеем дело с вопросом о доверии президенту. Президент в сложном положении. Избиратели уже задумались, тот ли это человек, которому можно доверить вести страну дальше.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон