|
|
N°38, 05 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бунт против Богданова
Миноритарии «Сургутнефтегаза» хотят сместить президента компании
Миноритарные акционеры «Сургутнефтегаза» пытаются отнять у менеджмента компании подконтрольные ему 62% акций холдинга и подали в суд иск с просьбой погасить эти бумаги. Однако вряд ли можно допустить, что контроль над одной из крупнейших нефтяных компаний России перейдет к акционерам, не лояльным к власти. Так что нельзя исключить, что в случае неудачного для нынешних руководителей «Сургутнефтегаза» исхода борьбы часть холдинга может оказаться в руках людей, близких к государству. А это дает основания предположить, что подзабытая в последнее время идея создания «Госнефти» начинает оживать, тем более что 42% акций ЮКОСа по-прежнему под арестом.
Как стало известно газете «Время новостей», вчера группа инвесторов подала иск в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, пытаясь добиться погашения 62% акций нефтяной компании, находящихся под ее контролем. Миноритарии хотят сами принимать решения о распределении прибыли, а также иметь право назначать и увольнять руководство компании. Правда, аналитики не уверены, что инвесторам удастся добиться своего. Собственно, даже сами инициаторы иска говорят, что шансов у них немного.
В группу компаний, направивших иск в суд, входят Hermitage Capital Management, Firebird Management LLC, Prosperity Capital Management и Ассоциация по защите прав инвесторов. В последний год только ленивый не ругал «Сургутнефтегаз» за низкую корпоративную культуру -- у компании нет ни одного независимого директора, соотношение дивидендных выплат к чистой прибыли существенно меньше, чем у остальных крупных нефтяных холдингов, последний отчет по стандартам US GAAP был выпущен за 2001 год. По словам миноритариев холдинга, поводом для иска послужили неудовлетворительные результаты деятельности «Сургутнефтегаза»: он продолжает платить низкие дивиденды, накапливая таким образом запасы денежных средств, которые приносят низкий доход; тратит значительные средства на нерезультативную разведку месторождений; реализует нефть по цене ниже рыночной через посредников. «Мы полагаем, что если бы руководители компании были подотчетны своим акционерам, им было бы нелегко объяснить причины такого отставания от конкурентов», -- говорит Иан Хааг, директор Firebird Funds.
Однако менеджмент акционерам как раз не подотчетен. Около 62% акций компании находится в распоряжении ее «дочек», так что фактически холдингом управляют его руководители, хотя согласно отчетам они владеют лишь 0,5% акций «Сургутнефтегаза». «Менеджеры не вправе голосовать акциями, которые не принадлежат им, и назначать самих себя на руководящие должности в компании», -- считает Уильям Браудер, главный исполнительный директор Hermitage Capital. По закону компания не может держать на своем балансе свои же бумаги более года -- в дальнейшем эти так называемые казначейские акции должны быть или проданы, или погашены. Однако формально акции, принадлежащие дочерним структурам, не являются казначейскими. Теперь миноритарии попытаются доказать обратное в суде. Впрочем, менеджмент «Сургутнефтегаза» уже частично застраховался от подобных исков. До осени прошлого года около 42% акций компании принадлежало открытому акционерному обществу «НК «Сургутнефтегаз», которое затем было переименовано в общество с ограниченной ответственностью «Лизинг продакшн». Стоит отметить, что степень раскрытия информации для ООО гораздо ниже, чем для ОАО, так что неизвестно, является ли компания до сих пор собственником бумаг «Сургутнефтегаза».
Директор Prosperity Capital Management Александр Бранис говорит: "Истцы не приурочивали подачу заявления в суд ни к февральской революции, ни к отставке правительства, ни к выборам президента -- как только все документы были готовы, мы тут же отнесли их в суд». Процесс обещает быть длительным и завершится в лучшем случае в конце этого года, но скорее всего только в следующем, уверен г-н Бранис. «У нас мало шансов выиграть дело в местном суде, -- заявил он газете «Время новостей», -- это показал опыт 2000 года, когда мы пытались оспорить дивидендную политику «Сургутнефтегаза». Судья попросту принимал аргументы лишь юристов нефтяной компании. Мы рассчитываем, что легальный процесс начнется только в Москве». При этом он считает, что известная близость президента «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова к Кремлю не решит исход дела: «Не надо переоценивать влияние нефтяной компании на Кремль». В случае успешного для миноритариев завершения процесса, полагает глава Prosperity, 62% акций «Сургутнефтегаза» будут аннулированы и остальные акционеры смогут пропорционально увеличить объем своего пакета.
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев уверен, что «судебные перспективы подобного иска выглядят более чем неутешительно: несмотря на соответствие ситуации духу закона, его буква четко говорит, что оснований для отмены казначейских акций нет, более того, даже доказать аффилированность дочерних компаний будет затруднительно, поскольку в последний год «Сургутнефтегаз» провел целую серию мероприятий по маскировке схемы перекрестного владения в группе».
Николай ГОРЕЛОВ, Денис РЕБРОВ