|
|
N°38, 05 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экономные правила
Новый сезон стартует в ближайший уикенд
В воскресенье в Австралии пройдет первый этап чемпионат мира в автогонках класса «Формула-1». Наступающий сезон во многом интересен тем, что состязания пройдут по видоизмененным правилам.
«Формула-1» никогда не отличалась особенной стабильностью правил. Технический и спортивный регламент менялся ежегодно, и порой радикально. Международная автомобильная федерация (ФИА) старалась живо реагировать на происходящие в мире автоспорта события и вовремя вносить необходимые поправки. В основном это делалось для обеспечения большей безопасности, зачастую после тяжелых аварий, случавшихся во время гонок. Наиболее памятные события, повлекшие значительные изменения в «Ф-1», произошли в 1994 году, когда во время «Гран-при Сан-Марино» погибли сразу два гонщика -- трехкратный чемпион мира Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер. Запрет активной подвески и ограничение на использование электронных систем управления автомобилем, изменения в аэродинамических характеристиках болидов и введение шин с канавками -- все это отголоски той трагедии десятилетней давности.
Не все нововведения оказались удачными. Например, запрещенную автоматику пришлось вновь легализовать из-за многочисленных подозрений в том, что некоторые команды продолжают пользоваться этими системами (правда, потом они опять были запрещены, но уже по другим причинам). Неоднозначна и ситуация с шинами. Еще свеж в памяти скандал с «Мишленом», чья резина не соответствовала принятым нормам, что чуть не обернулось дисквалификацией сразу нескольких команд. Да и увлекшись борьбой с растущими скоростями, ФИА проглядела другую опасность. Безоговорочное преимущество Михаэля Шумахера и «Феррари» в чемпионатах последних лет, особенно в 2002 году, вызвало спад интереса болельщиков к «Формуле-1». И уже в прошлом сезоне гонки стали проводиться по новой системе начисления очков. Борьба в прошедшем чемпионате шла до последнего этапа, что не могло не понравиться зрителям.
Но еще большую опасность для этого дорогостоящего вида спорта принес затяжной спад мировой экономики вкупе с запретом на табачную рекламу. Разорение нескольких частных конюшен заставило задуматься над сокращением командных расходов. Уже в прошлом году ФИА вновь запретила использование дорогостоящей электроники, сократила тестовые программы команд, изменила формат квалификации и ограничила возможность внести изменения в настройки машин между квалификацией и гонкой.
В этом сезоне, после введения правила «один двигатель на уикенд», команды, по мнению руководства «Ф-1», сэкономят еще больше средств. Отныне гонщик должен использовать один и тот же мотор с начала пятничных тренировок и до финиша гонки. Любой ремонт, а тем более замена «сердца» машины, карается штрафом в виде перемещения пилота на десять позиций вниз по стартовой решетке относительно показанного в квалификации результата. Если раньше топ-команды привозили на Гран-при несколько двигателей, причем разных модификаций для квалификаций и гонок, то теперь все как будто находятся в равных условиях. Но не стоит забывать о значительно более широких возможностях в доводке двигателей у богатых команд, нежели у коллег победнее. Один «Уильямс» накатал за межсезонье больше километров, чем «Заубер», «Ягуар», «Джордан» и «Минарди» вместе взятые.
Дальнейшей трансформации подверглась и квалификация. Возвращение к ставшему привычным однодневному формату должно не только экономить средства, но и привлечь больше зрителей на трибуны. Пятница же (а в Монако -- четверг) полностью посвящается тренировкам. Но и тут руководство ФИА попыталось внести элемент «социальной справедливости». Все команды, кроме «Феррари», «Уильямс», «Макларен» и «Рено», имеют право использовать в этот день третью машину, управлять которой может пилот, проведший не больше шести этапов за последние два сезона. И только «большая четверка» должна тренироваться основным составом, рискуя боевыми машинами.
Субботняя квалификация будет состоять из двух частей, в каждой их которых гонщик сможет преодолеть по одному быстрому кругу. Порядок выезда в первый раз определяется результатами последней проведенной гонки (а не положением в чемпионате, как это было в прошлом сезоне), то есть в Мельбурне квалификацию откроет победитель «Гран-при Японии»-2003 Рубенс Баррикелло, новички чемпионата будут выезжать в порядке стартовых номеров. После этого машину можно будет обслужить в режиме пит-стопа, то есть только дозаправить, а выезд на вторую попытку определяется результатами первой -- гонщики стартуют в обратном порядке занятых мест. Сохраняются «рекламные» паузы после каждой пятерки пилотов, а по окончании квалификации машины, как и раньше, помещаются в закрытый парк.
Другие изменения в правилах не столь значительны. Так, например, до 100 км/час увеличена максимально разрешенная скорость движения по пит-лайну во время квалификации и гонки, число пилотов, которые могут выступать за команду в течение сезона, ограничено четырьмя (не считая участников пятничных тестов). В целях снижения прижимной силы количество элементов заднего крыла ограничено двумя. Площадь стабилизаторов задних крыльев, а также капота увеличена, и это тот редкий случай, когда правила «Формулы-1» изменили в интересах спонсоров.
Дмитрий СИТНИК