Время новостей
     N°31, 25 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.02.2004
Чубайсу не удалось пройти сквозь Туркмению
Ниязов отказал энергетикам СНГ в транзите
Спустя два года после того, как Анатолий Чубайс презентовал план синхронизации энергосистем всей Европы и стран СНГ, в этом деле неожиданно возник конфуз. Как известно, минувшим летом от параллельной работы отказалась Туркмения. В январе г-н Чубайс написал письмо Туркменбаши с просьбой восстановить энергетические отношения. Однако в ответ на прошлой неделе Сапармурат Ниязов опубликовал в газете «Нейтральный Туркменистан» послание, по форме похожее на полный разрыв, с обвинениями в адрес российских энергетиков. В РАО «ЕЭС России» предпочли не комментировать ситуацию.

Синхронизация работы энергосистем разных стран необходима для того, чтобы обеспечить перетоки электроэнергии: в каждой стране, как правило, существуют разные стандарты тока (прежде всего различаются требования к частоте). Перетоки же, в свою очередь, необходимы в том случае, если определенная энергосистема испытывает дефицит энергии. Энергосистема-экспортер же в таком случае получает возможность расширить рынки сбыта. Как известно, РАО «ЕЭС России» уже более полугода ведет активную экспансию на рынки стран СНГ, ибо перетоки между соседними странами являются наиболее эффективными -- в этом случае не столь велики затраты на транспортировку. И практически везде планы компании Анатолия Чубайса встречают сопротивление (в частности, на Украине, в Белоруссии и Молдавии), успеха РАО смогло добиться пока лишь только в Грузии и Армении.

Г-н Чубайс как руководитель Электроэнергетического совета стран СНГ и Балтии попробовал убедить туркменского лидера в необходимости дружить электричеством. Поприветствовав «Его Превосходительство» и попросив от имени всех энергетиков СНГ разрешения обратиться, г-н Чубайс после описания преимуществ параллельной работы энергосистем указал, что выход Туркменистана из нее «негативно сказался на основном критерии режима работы объединения энергосистем -- его надежности». «Кроме того, -- продолжает глава Электроэнергетического совета, -- нарушение налаженных партнерских связей противоречит общемировой тенденции формирования глобальных, транснациональных электроэнергетических систем, реализуемой в настоящее время практически во всех регионах мира. Во всех госудаpствах Содружества с повышенным интересом воспринимаются сообщения о впечатляющих успехах туркменских энергетиков по реализации программы модернизации электроэнергетической отрасли, проводимой под Вашим личным руководством».

Причину, которой вызвано письмо, г-н Чубайс сформулировал так: «Туркменистан, имеющий протяженную границу со своими южными соседями -- Афганистаном и Ираном, может стать эффективным электроэнергетическим мостом, осуществляющим транзит электроэнергии между объединением энергосистем стран СНГ и будущими энергообъединениями стран Ближнего и Среднего Востока в процессе формирования объединенной электроэнергетической системы евразийского континента». Резонно предположить, что РАО «ЕЭС России» собирается заняться экспортом энергии в Иран и Афганистан через Туркменистан. Правда, источник, близкий к РАО, полагает, что г-н Чубайс подписал письмо г-ну Ниязову в интересах энергетиков Узбекистана и Казахстана, которые ранее достаточно часто использовали в своих интересах перетоки энергии между странами. Тем не менее источник утверждает, что «стратегически РАО всегда готово к экспансии на рынки стран СНГ, а также Ирана, Афганистана и Турции».

Однако Анатолию Чубайсу не удалось уговорить Туркменбаши. Более того, г-н Ниязов решил припомнить энергетикам России и СНГ некоторые их прошлые грехи: «Неплатежеспособность традиционных потребителей в странах СНГ, несовершенство учета электроэнергии, отсутствие четких правил и обязательств сторон при энергообмене и транзите, низкая надежность системной противоаварийной автоматики отрицательно отразились на надежности энергосистемы Туркменистана, -- пишет Туркменбаши. -- С 1996 года произошло 37 системных аварий, что нанесло ущерб экономике страны. Принимая во внимание наличие нерешенных технических и правовых вопросов реализации принципа создания единой энергетической системы, мы были вынуждены отказаться от присоединения к единой энергосистеме, в связи с чем в ноябре 1998 года Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем госудаpств -- участников СНГ нами не был подписан». Источник в РАО полагает, что «слова президента Туркменистана скорее относятся не к российским потребителям их энергии, однако ударный тон письма почему-то направлен именно на РАО».

Отказав таким образом энергетикам СНГ в транзите энергии, г-н Ниязов еще и «потоптался на костях»: «Постепенное снижение и прекращение экспорта электроэнергии (из Туркменистана. -- Ред.) привели к тому, что мы с учетом требований спроса и предложения современного рынка нашли более выгодные для нас рынки сбыта, и в настоящее время на равноправных и взаимовыгодных условиях нами регулярно поставляется электрическая энергия в Афганистан, Исламскую Республику Иран и Турцию». В перспективе, пообещал Баши, Туркмения рассмотрит вопрос «о присоединении к формирующейся объединенной электроэнергетической системе евразийского континента».

Последний же абзац послания г-ну Чубайсу выглядит и вовсе вызывающим, учитывая, что оно размещено в Интернете на официальном сайте президента Туркменистана: «В заключение позвольте пожелать Вам успехов в деле реализации задач, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики Российской Федерации в целом и, в частности, электроэнергетической отрасли».

Анатолий Чубайс пока не отреагировал на ответ г-на Ниязова и, по сообщению пресс-службы, вряд ли это будет делать. А бывший замминистра российского Минэнерго Виктор Кудрявый полагает, что в последнее время 70% преимуществ параллельной работы «уже пропали»: после того как в прошлом году на короткое время из-за системных сетевых аварий было обесточено аж восемь стран, энергетики твердо решили создавать резервы мощностей во всех странах. Так что скорее всего, резюмирует г-н Кудрявый, образовать какой-либо единый электроэнергетический союз в Европе и Центральной Азии в обозримой перспективе не удастся.

Николай ГОРЕЛОВ