|
|
N°29, 19 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елена Исинбаева: «Знакомства и связи не помогут выиграть олимпийскую медаль»
На стартовавшем во вторник в Москве чемпионате России по легкой атлетике Елена Исинбаева не участвует. Незадолго до внутреннего первенства наши ведущие шестовички блеснули на международном турнире в Донецке, который Лена выиграла, попутно установив новый мировой рекорд для соревнований в закрытых помещениях. Успешно решив задачу войти в состав российской сборной, которая в марте отправится на чемпионат Европы в Будапешт, Исинбаева могла уже спокойно наблюдать за состязаниями коллег по команде в легкоатлетическом манеже ЦСКА. Здесь с новоиспеченной абсолютной рекордсменкой мира Еленой ИСИНБАЕВОЙ и встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Лена, какое место в вашей карьере займет турнир в Донецке?
-- Выигрывать всегда приятно, а тем более устанавливать новый рекорд. И все-таки самыми памятными для меня навсегда останутся Всемирные юношеские игры. Это была моя первая крупная победа, с которой и начался путь в большой спорт. Но вместе с тем есть в моей жизни соревнования, о которых вспоминать не хочется, к примеру, недавний чемпионат мира в Париже. Там я проиграла и Феофановой, и Беккер, так как была слишком вымотанной и физически, и морально.
-- Прыжки с шестом вообще очень тяжелый вид. Почему вы выбрали именно его?
--А я не выбирала. С пяти лет я занималась спортивной гимнастикой у нас в Волгограде, и мой тренер был знаком с Евгением Васильевичем Трофимовым, который тренировал шестовиков. Вот они и передали меня с рук на руки. Сказали мне: «Попробуй, не понравится -- вернешься. Понравится -- будешь прыгать».
-- Судя по всему, понравилось?
-- Безумно понравилось. Но дело не только в этом. Хотя я мастер спорта по спортивной гимнастике, но в этом виде спорта у меня не было никаких перспектив. Я была очень высокой. У меня сейчас рост 1 метр 74 сантиметра. Да и со временем стал появляться страх.
-- Боялись, что не сможете реализовать себя как гимнастка?
-- Нет, я стала бояться выполнять гимнастические элементы.
-- Но разве прыгать с шестом не страшно?
-- Это совсем другое. Не знаю, как у кого, но во время прыжка я ловлю кураж. Плюс ощущение полета, которое длится секунды две, не более, но все равно это так здорово, словами не передашь. Но надо отдать должное спортивной гимнастике -- благодаря тренировкам я была физически крепкой и подготовленной. У меня был развит плечевой пояс. Евгений Васильевич поставил мне технику прыжка и обучил технике бега. Ну а желания заниматься спортом у меня было не занимать.
-- Откуда такая любовь к спорту?
-- От родителей, хотя они и не занимались профессиональным спортом. Но мама любила бегать на лыжах, с удовольствием играла в баскетбол. Папа в армии занимался борьбой. Мама рассказывала, что в молодости она сама себе пообещала: если даст Бог детей, отдам их в спорт. Бог дал двух дочек, и мама слово сдержала. Отдала нас с сестрой в спортивную гимнастику и следила, чтобы мы не пропускали тренировок. Папа был более снисходительным, он нас жалел. А мама спуску не давала, всегда верила, что мы станем хорошими спортсменками. Правда, сестра со временем поняла, что большой спорт -- это не ее, сейчас она тренер по фитнесу.
-- Родители не пожалели о своем решении?
-- Что вы, у нас дома культ спорта. Когда я отдыхаю после тренировки, то жизнь замирает, даже телевизор выключают, чтобы была полная тишина. Я полностью освобождена от всей домашней работы.
-- Но вы, наверное, взвалили на себя роль кормильца?
-- В некоторой степени, да. Мы решили, что маме не стоит работать, у нее и домашних дел хватает. А папа по-прежнему трудится слесарем-сантехником. Сестренка деньги зарабатывает. Так что в семье у нас такого нет, чтобы я одна прыгала, а все остальные бамбук курили.
-- Ради большого спорта вам пришлось отказаться от многих соблазнов, свойственных молодым людям. Это не напрягает?
-- Абсолютно нет. Я фанатка спорта. И мне эта жизнь нравится. Мне кажется, что тот мир, в котором вращаются спортсмены, гораздо лучше мира обычных людей.
-- Чем?
-- Когда выходишь на определенный уровень, то появляется больше возможностей для реализации своих идей, планов. Причем всего этого ты добиваешься собственным трудом. В спорте, как мне кажется, исключен элемент случайности. Никакие знакомства и связи не помогут выиграть золотую олимпийскую медаль.
-- А в какой момент вы поняли, что сможете на равных соперничать с именитыми чемпионами?
-- Как ни странно, после прошлой Олимпиады. Тогда на Играх в Сиднее я провалилась с треском, «забаранила» -- не взяла ни одной высоты. Я, помню, расплакалась прямо в прыжковом секторе. И в этот момент меня по голове как будто что-то тюкнуло. Я поняла, что все то, что делала до Олимпиады, все мои победы, титулы, турниры -- это было несерьезно, потому что я всегда оставляла за собой право в любой момент из спорта уйти. Теперь же пути назад не было. И здорово, что поехала на те Игры, для нас с тренером они закончились со знаком плюс. Хотя, если бы Евгений Васильевич был рядом, может быть, все получилось иначе. Но его в сборную не взяли, и он полетел в Сидней как турист. Как назло, рейс задержался, тренер прибыл только в день соревнований, а я в одиночку справиться с этим стрессом под названием Олимпиада не смогла. Я очень боялась, что при встрече тренер начнет меня отчитывать, ругать. Но он увидел меня да как закричит: «Лена, Леночка, ты жива? Слава богу. Пойдем в зоопарк». И то, что он понял мое состояние и мне не пришлось ничего объяснять, здорово помогло, и я успокоилась. Так что олимпийскую нервотрепку я отрепетировала четыре года назад.
-- Условия, в которых вы тренируетесь в Волгограде, приемлемые?
-- Я хочу сказать спасибо председателю Госкомспорта России Вячеславу Фетисову и главному тренеру нашей сборной Валерию Куличенко, которые выделили средства для покупки новой прыжковой ямы. Раньше мы тренировались в ужасных условиях, яма была вся пробитая, страшно было на нее даже смотреть. А теперь все в порядке.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА