|
|
N°29, 19 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Больно берег "крут"
Москва не хочет выпускать набережные из своих рук
Проект Водного кодекса, который сегодня только будет обсуждаться в Белом доме, уже вызвал большой резонанс в коридорах московской власти. Отбив первые атаки федеральных чиновников на дорогую столичную землю, чиновники мэрии и депутаты Мосгордумы опасаются, что с помощью нового кодекса федералы попытаются заполучить в свое ведение вместе со всеми ручьями и реками Москвы и их берега, отщипнув тем самым лакомый кусок столичной собственности.
Первой забила тревогу Мосгордума. На вчерашнем заседании депутат Михаил Москвин-Тарханов сообщил коллегам, что подготовленный Центром стратегических разработок Германа Грефа проект Водного кодекса РФ предусматривает создание из водных артерий страны некоего хозяйствующего субъекта -- по аналогии с РАО «РЖД». В соответствии с законопроектом, все реки, протекающие в двух и более субъектах РФ, приобретают федеральное значение и вместе со всей инфраструктурой переходят в ведение Федерального водного фонда. По словам депутата, в собственность нового государственного монополиста отойдут и охранные зоны водных объектов -- а это от 50 до 200 метров привлекательного для инвесторов побережья. «У нас через два субъекта протекают почти все столичные реки: и Москва-река, и Яуза, и Пахра. Даже самая затрапезная Сетунь по новому закону приобретет статус водного объекта федерального значения. А в результате получится так же, как с РАО «РЖД», -- все малоценное вроде самих водных объектов отойдет государству, а охранная зона, прибрежные территории будут переданы хозяйствующему субъекту, какому-нибудь РАО «Водные ресурсы», -- возмущался г-н Москвин-Тарханов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей».
Напомним, что Москва уже отбила первое покушение федерального центра на свою собственность, отказавшись продавать предприятиям занимаемые ими участки по установленным Земельным кодексом РФ «тарифам» -- то есть не дороже 30 ставок земельного налога. В столице считают, что рыночная цена на эту землю в десять раз дороже, а потому Юрий Лужков потребовал сначала провести разграничение прав собственности на землю между регионом и федерацией. В итоге сроки введения в действие Земельного кодекса были продлены президентом, а Москва не только не продала по дешевке ни одного земельного участка, но и успешно оспорила в суде первую попытку такой продажи, предпринятую Минимущества РФ. Удерживать бесценный земельный ресурс в своих руках московским властям пока позволяет только медлительность работы комиссии по разграничению собственности. И в принципе понятно, почему в Москве считают новый Водный кодекс «обходным маневром» федералов.
В самом Минэкономразвития, впрочем, истерику столичных депутатов встретили с удивлением. Источник в министерстве заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что Москва-река и так находится в федеральной собственности, а на ее берега федеральный центр не претендует. За исключением участков в районе гидротехнических сооружений. Да и то -- не с инвестиционными целями, а лишь для того чтобы осуществлять более строгий контроль за состоянием и эксплуатацией дамб и шлюзов и не допустить наводнений. Впрочем, по словам источника, эти нормы прописывались в кодексе совсем не для Москвы, а для регионов, переживающих серьезные паводки.
Тем не менее депутаты Мосгордумы вчера заявили о решимости сделать все, чтобы добиться от правительства и Госдумы внесения в Водный кодекс поправок, учитывающих интересы столицы. Михаил Москвин-Тарханов уже написал мэру подробное письмо с призывом использовать его авторитет и влияние в «Единой России».
Александр ГУДКОВ