Время новостей
     N°28, 18 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2004
За что мы делаем ракеты
Развитие отечественной космонавтики оплачивается в основном из-за рубежа
В какой-то степени упреком в адрес властей страны стало вчерашнее выступление перед журналистами генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева. Впрочем, в отличие от своих предыдущих пресс-конференций г-н Коптев не стал выдвигать прямых финансовых требований к правительству, а ограничился весьма прозрачным намеком. По его словам, с 1992 года государство потратило на космонавтику 4,3 млрд долл., в то время как различные международные и коммерческие заказы принесли около 5,5 млрд, что и позволило сохранить космическую промышленность и позиции отечественных предприятий и специалистов в этой сфере.

Судя по всему, и в дальнейшем предприятия «Росавиакосмоса» надеются выживать и развиваться не столько за счет бюджетных ассигнований, сколько за счет реализации международных проектов. Во всяком случае именно к зарубежным партнерам вчера по большей части обращался Юрий Коптев. Так, например, к коллегам из НАСА у главы «Росавиакосмоса» есть вопросы относительно графика строительства Международной космической станции. С одной стороны, американцы уже подтвердили, что намерены жестко выполнить все свои обязательства и по возможности в короткие сроки возобновить полеты своих шаттлов к станции. С другой -- в НАСА намерены к 2010 году вовсе отказаться от челноков. По мнению г-на Коптева, если партнеры планируют переложить в этот момент все заботы по снабжению МКС на российские «Союзы», «это потребует пересмотра базовых соглашений». В том числе и финансовых. С Европейским космическим агентством у «Росавиакосмоса» в последнее время отношения складываются получше, чем с партнерами из-за океана, однако и коллегам из Старого Света г-н Коптев напомнил, что расширение их присутствия на орбите будет стоить недешево. По его словам, сейчас уже ведутся переговоры не только об участии европейцев в краткосрочных экспедициях, но и о включении представителей ЕКА в состав основных экипажей, проводящих на МКС по полгода. Однако, подчеркнул глава «Росавиакосмоса», российских ресурсов хватит лишь на работу в «экономном режиме: два человека с минимальной научной программой».

Впрочем, не только нынешнюю пилотируемую программу, но и разработку новой техники «Росавиакосмос» тоже вынужден сегодня осуществлять с привлечением зарубежного финансирования. В частности, Юрий Коптев заявил вчера, что недавнее решение ЕКА о совместном строительстве стартовой площадки для российских ракет на космодроме в Куру (Французская Гвиана) должно принести российским предприятиям около 121 млн евро. Часть этих денег будет направлена на модернизацию ракеты-носителя «Союз», первый запуск которой с экватора пока намечается на 2006 год. Но в обозримом будущем «Союз-2» будет ориентирован прежде всего на коммерческие запуски, и о применении обновленной ракеты в пилотируемой космонавтике еще ведутся споры. В то же время после трагедии с американским шаттлом «Колумбия» потребность в новом, более грузоподъемном корабле становится очевидной. По словам г-на Коптева, российские предприятия уже ведут разработку нового космического корабля для экипажа из шести человек и предлагают начать работы по созданию новых ракет со стартовой массой в 13--14 тонн, способных выводить этот корабль на орбиту. Однако несмотря на то, что в России в стадии проектирования находится корабль, который НАСА лишь планирует разработать к 2014 году, о конкретных сроках воплощения его «в металле» говорить пока не приходится. Во многом из-за того, что зарубежных инвесторов для этого проекта пока нет, а бюджетное финансирование космонавтики находится на уровне выживания.

Олег ВОЛКОВ