|
|
N°26, 16 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поколение Next
На Берлинском фестивале классиков бросили с парохода современности
И правильно сделали. «Золотой медведь» останется в Германии. Его обладателем стал немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин -- за фильм «Головой об стену» (он же удостоился награды Международной ассоциации критиков). Классики с мировыми именами остались без призов: и Джон Бурман с вялой драмой об апартеиде «Страна моего черепа», и Тео Ангелопулос со сверхамбициозным и сверхдлинным «Плачущим лугом», и Патрис Леконт с «Интимными откровениями», и Эрик Ромер с тягучим, разговорным «триллером» «Тройной агент» (сюжет фильма, снятого в манере малобюджетного телесериала, вольно пересказывает историю похищения генерала Кутепова), и даже Кен Лоуч с «Нежным поцелуем» (в этой неубедительной истории любви между пакистанским диджеем и учительницей музыки из католической школы нет и следа той режиссерской энергии, которую совсем недавно Лоуч демонстрировал в фильме «Сладкие шестнадцать лет»).
Жюри под руководством актрисы Фрэнсис Макдорманд («Фарго», «Почти знамениты») преподнесло хороший урок организаторам фестивалей, которые обожают брать картины в конкурс «не глядя», «за имя», вовсе не заботясь о том, так ли уж хороши очередные опусы признанных мэтров. А ведь в случае с Ромером берлинские отборщики допустили явную бестактность. Приглашать в конкурс совершенно беспомощную работу 83-летнего старика и обречь гениального режиссера, одного из лидеров новой волны, на почти единодушное «буууу» зала -- это, что ни говори, непростительно.
Показанный под занавес фильм Фатиха Акина сгладил неблагоприятное впечатление от неровного конкурса. «Головой о стену» -- бескомпромиссный, отчаянно искренний фильм, в котором нет ни одной фальшивой ноты. Как часто видишь кровь на экране и как часто, несмотря на безукоризненную работу гримеров, ловишь себя на мысли, что это клюквенный сок. У Акина кровь настоящая.
Двое неудавшихся самоубийц -- симпатичная девушка из хорошей турецкой семьи и музыкант с отлично развитым инстинктом саморазрушения -- знакомятся в гамбургской клинике. Сибел предлагает Чаиту фиктивный брак -- чуть ли не в обмен на банку пива. Для нее это единственный способ освободиться от предначертанного хорошей турецкой семьей жизненного пути, и количество пустых бутылок в квартире Чаита ее не остановит. Для него -- случайный эпизод алкогольно-наркотического трипа. Дальше будет знакомство с родителями, настоящая турецкая свадьба (последняя уступка хорошей турецкой семье), ссоры, расставания, встречи, случайное убийство, совершенное Чаитом в драке, тюрьма, отъезд Сибел в Стамбул, ненормальная жизнь в ненормальной стране, свидание через много лет... Словом, настоящая любовь. Оказывается, еще можно про это снимать, не кривя губы в иронической усмешке. А может быть, не еще, а уже?
Отдельного упоминания заслуживает фантастический саундтрек картины, в котором уживаются и хиты Depeche Mode, и турецкие романсы, исполняемые фольклорным ансамблем на фоне Святой Софии (ансамбль в фильме представляет собой нечто вроде хора в античной трагедии).
О других призах. Фильм аргентинца Даниэля Бурмана «Потерянное объятие» получил Гран-при жюри, а сыгравший в нем актер Дэниэль Хендлер -- «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. Чарлиз Терон так старалась, уродуя себя, что не дать ей приз за роль в «Монстре» Пэтти Дженкинс было просто неудобно. Но актрисе пришлось поделиться славой с совсем юной Каталиной Сандино Морено, сыгравшей в фильме «Мария, исполненная благодати», -- приз был вручен на двоих. «Мария...», снятая колумбийским режиссером Джошуа Марстоном, также отмечена призом имени Альфреда Бауэра, основателя Берлинского кинофестиваля. Награда заслуженная, но формулировка «за особое новаторство» звучит несколько странно. Фильм вполне традиционен и интересен прежде всего своей фактурой: не каждый день во всех подробностях видишь, как наркокурьеры перевозят героин в собственном желудке, пытаясь обмануть американскую таможню.
«Серебряный медведь» «за выдающийся художественный вклад» достался актерскому ансамблю шведской драмы «День начинается» (режиссер Бьорн Рунге). Она же признана «лучшим европейским фильмом» (приз «Голубой ангел» и 25 тыс. евро режиссеру). Призом за лучшую музыку отмечена довольно нелепая, но профессионально безупречная работа итальянца Маттео Гарроне «Первая любовь» (о психопате, испытывающем влечение только к очень худым девушкам и заставляющем свою подругу похудеть до 40 кг; основано на реальных событиях).
На субботней пресс-конференции все решения жюри были встречены аплодисментами. Лишь однажды журналистская аудитория возмутилась -- когда Фрэнсис Макдорманд объявила о присуждении «Серебряного медведя» за режиссуру корейцу Киму Ки-Дуку за фильм «Самаритянка». С одной стороны, возмущение это можно понять. Ким Ки-Дук, снимающий часто и неровно, на этот раз слепил откровенную халтуру на актуальную тему проституции в средней школе (японские дистрибьюторы кинулись покупать «Самаритянку», даже не досмотрев фильм до конца; не сомневаюсь, в стране поклонников «Тату» картина пойдет на ура). Но с другой стороны, корейский режиссер уже столько раз участвовал в крупнейших европейских фестивалях и оставался без наград, что этот приз можно оправдать прошлыми заслугами. В конце концов, создатель «Острова» и «Реального вымысла» -- действительно незаурядный мастер.
Грамотное решение жюри все расставило по своим местам. Во-первых, безошибочно отмечены талантливые работы режиссеров нового поколения. Фатиху Акину и Даниэлю Бурману по тридцать лет, причем для обоих нынешние работы -- четвертые по счету. Во-вторых, узаконена новая волна в немецком кино. Будем надеяться, что теперь наши прокатчики будут покупать не только американцев и французов. И в третьих, -- маленькая домашняя радость -- впервые в жизни решения фестивального жюри не вызвали у вашего корреспондента почти никаких возражений.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин