|
|
N°24, 12 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Заводы по уничтожению химоружия вовремя не построить»
Вчера в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» сенаторы обсудили ход выполнения международной конвенции о запрещении химического оружия. Вопрос внесен в повестку дня верхней палаты парламента потому, что он очень волнует регионы: в пяти из них будут строиться заводы по ликвидации боевых отравляющих веществ, а это потребует больших финансовых средств. С докладом вместо вице-премьера Бориса Алешина, как планировалось, выступил генеральный директор российского Агентства по боеприпасам генерал-полковник Виктор Холстов.
Прокомментировать итоги «правительственного часа» обозреватель газеты «Время новостей» Николай ПОРОСКОВ попросил члена государственной комиссии по химическому разоружению, председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина ЗАВАДНИКОВА.
-- Россия выполняет условия международной Конвенции о запрещении химического оружия. До 1 апреля 2003 года мы должны были уничтожить 1% боевых отравляющих веществ (ОВ), то есть 400 тонн, а уничтожили 600 тонн, хотя никто в мире в это не верил. До 2007 года мы должны уничтожить 20% ОВ -- 8 тыс. тонн, а закончить ликвидацию химоружия -- до 2012 года. Проблемы на этом пути есть. Пока работает только завод в поселке Горный Саратовской области, запасы ОВ там еще порядка тысячи тонн. Строятся объекты в Камбарке (Удмуртия) в Щучьем (Курганская область). Общие запасы на этих трех объектах, включая уже уничтоженные ОВ, 7,5 тыс. тонн. Уже сейчас понятно: даже если мы запустим два новых завода и эти 7,5 тонны уничтожим, все равно второй этап конвенции вовремя не выполним.
Сегодня строящийся объект в Щучьем находится в такой стадии, что построить его к назначенному времени невозможно. Даже если очень «упереться» и бросить все силы на объект в Камбарке, то все равно вовремя, то есть к 2005 году, этот завод также пущен не будет. Иностранная помощь часто не доходит, ее все меньше, в итоге финансирование срывается. Международные обязательства России срываются. До сих пор нет внятной оценки, нужно ли строить новые объекты или все же заняться технологией уничтожения, перевозки отравляющих веществ и уничтожать их на уже существующих заводах. Наконец, не решена проблема утилизации образующихся реакционных масс -- хотя в результате нейтрализации ОВ перестают быть оружием, но опасной субстанцией остаются.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ