Время новостей
     N°23, 11 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2004
Холдингам -- взлет
Борис Алешин хочет интегрировать частные предприятия с государственными
Большие перемены ожидаются в ближайшее время в российском авиапроме. Как заявил вчера заместитель председателя правительства Борис Алешин, в течение примерно двух лет планируется создать в стране единую авиастроительную компанию. Документы по холдингу уже внесены в правительство, их изучает Михаил Касьянов. Пока российские создатели самолетов, считает г-н Алешин, действуют разрозненно и потому не могут эффективно конкурировать на мировом рынке. Интеграция же даст объединение ресурсов, сокращение издержек и обновление производства.

К объединению сегодня, по словам вице-премьера, не готовы разве что предприятия, занятые в авиадвигателестроении: каждый считает, что может выжить сам. Однако интеграция по конечному продукту не исключает конкуренции «в других сегментах» -- производстве тех же двигателей, бортового оборудования, комплектующих. Оптимизация авиационного товарного ряда позволит России успешнее завоевывать международные рынки. Сегодня российский товарный ряд представляет собой 14 среднемагистральных самолетов плюс военная авиатехника. Его оптимизация позволит прекратить «войны» между российскими компаниями, которые нередко выходят на рынок с аналогичными предложениями. Это, по мнению г-на Алешина, идет в разрез со стараниями правительства России, предпринимающего ряд защитных мер от конкуренции наших самолетов с западной авиатехникой. Снимать эти барьеры пока не будут -- до появления конкурентоспособной продукции.

Единая авиастроительная компания будет создана как альянс государственных и частных компаний, поскольку внушительная часть активов в этой области находится у частного бизнеса. «Росавиакосмос» в авиахолдинг скорее всего не войдет, однако создание нового образования повлияет и на конфигурацию хозяйства Юрия Коптева. «Росавиакосмос» сохранит свое участие в компаниях, которые занимаются авионикой, двигателестроением, в основном же агентству останутся космические функции. Дальнейшее освоение космоса рассматривается правительством как необходимый элемент обеспечения конкурентоспособности российской экономики в ближайшие десятилетия.

Речь идет прежде всего о создании интегрированного комплекса связи, навигации и наведения систем оружия. Только в прошлом году Россия запустила 21 ракету-носитель, десять из которых -- по коммерческим программам и с участием иностранных заказчиков. В этом году правительство намерено поддержать широкое внедрение в российскую экономику глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, постепенно оснащая железнодорожный, морской и авиационный транспорт отечественными приемными устройствами этой системы. В перспективе -- организация интегрированной системы управления всеми видами транспорта, а также создание предпосылок для формирования рынка в этой области, в том числе с участием частного капитала. Предполагавшееся объединение усилий с Евросоюзом по созданию навигационной системой «Галилео» сегодня под вопросом -- Россия оказалась здесь более «продвинутой».

Еще один холдинг -- «Созвездие» -- формируется сегодня из предприятий, специализирующихся на разработке средства связи. В отличие от авиации здесь процесс интеграции сдерживает то, что в создании концерна участвуют не только государственные, но и частные компании. Однако людей объединяет понимание, что они не выживут в стремительно изменяющемся рынке, сказал вице-премьер.

Николай ПОРОСКОВ