|
|
N°19, 05 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генпрокуратура интересуется бывшим президентом
Борьба с коррупцией в Грузии набирает обороты
Генпрокуратура Грузии может отвлечь от написания мемуаров экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, вынужденно вышедшего в отставку в ноябре прошлого года. Вчера генпрокурор Ираклий Окруашвили не исключил, что правоохранительные органы могут заинтересоваться деятельностью 76-летнего Шеварднадзе. 30-летний генпрокурор сказал это в прямом эфире телекомпании «Мзе» («Солнце»), отвечая на вопрос, кто будет следующим после арестованного на днях министра транспорта, связи и коммуникаций Мераба Адеишвили. «Ничего не исключено, -- философски заметил он. -- Выше Мераба Адеишвили находился только бывший президент». Имелось в виду служебное положение, так как по грузинской конституции правительство возглавляет президент.
Мерабу Адеишвили инкриминируется злоупотребление служебным положением. В транспортной прокуратуре, ведущей расследование, говорят о хищении 20 млн лари (примерно 10 млн долл.). Любопытна процедура позавчерашнего ареста министра. Ему во вторник вечером позвонил неизвестный, представился сотрудником госканцелярии и предложил прибыть на заседание. Там уже его поджидали спецназовцы в масках. Министр якобы самовольно менял тарифы на транзит в угоду тем или иным компаниям. «Получается, что министр заходил в кабинет к Шеварднадзе и согласовывал с ним сугубо служебные детали, касающиеся только его ведомства, -- сказал «ВН» источник в окружении бывшего президента. -- Это же смешно, так можно дойти до абсурда и обвинить Шеварднадзе во всех грехах».
«Не следует сводить политические счеты с бывшим президентом. Это сегодня главная задача для Грузии, -- заявил «ВН» лидер республиканцев Давид Бердзенишвили (эта партия образует альянс с правящим «Единым нацдвижением»). -- Да, Шеварднадзе создал насквозь пропитанную коррупцией систему, но вряд ли есть необходимость сажать его на склоне лет и карьеры в тюрьму. Впрочем, все это -- прерогатива судебных органов».
После ноябрьской «бархатной революции» наступила эра арестов приближенных к Эдуарду Шеварднадзе чиновников, обвиняемых в коррупции. Под стражей по обвинению в финансовых махинациях находятся бывшие министр топлива и энергетики, руководитель железнодорожного ведомства, другие чиновники калибром поменьше. Объявлен в розыск по линии Интерпола бывший уполномоченный Эдуарда Шеварднадзе в одном из южных регионов Грузии Леван Мамаладзе. В Тбилиси предполагают, что он скрывается в России.
Президент Михаил Саакашвили, комментируя задержание министра, пообещал аналогичную судьбу для всех коррумпированных чиновников. Ситуация в плане противостояния коррупции, по его словам, будет «уникальной» на постсоветском пространстве. И все же нынешний президент не может не отдавать себе отчет, какой резонанс может вызвать арест Эдуарда Шеварднадзе. Так что пока следователи ограничились приглашением на допрос зятя Шеварднадзе, президента крупнейшей в Грузии компании мобильной связи «Магтиком» (примерно 400 тысяч клиентов) Георгия Джохтаберидзе. После четырехчасовой беседы его отпустили, не исключив повторного вызова. Правоохранительные органы интересуются деятельностью и другого близкого родственника Шеварднадзе, председателя Торговой палаты Гурама Ахвледиани, который имеет интересы в потийском порту и в нефтеперерабатывающем бизнесе.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси